Найти тему
Script

НА тикток или В тикток?

Оглавление

Тикток существует уже довольно долгое время. И всё это долгое время в глазах общественности он был то вырезанными из инстаграма историями, то вертикальным ютубом - короче, всегда чем-то непонятным. Да ещё и популярным, в основном, у детей.

Но в последние пару месяцев этой соцсетью вдруг заинтересовались подростки и вполне взрослые люди. Использовать в речи новое название правильно - или хотя бы так, чтобы не резать слух просвещенного младшего брата, - научились не все.

«Где я могу посмотреть 15-секундные видосы танцующих школьниц?»

Как вы ответите: «на тиктоке» или «в тиктоке»?

Вообще, проблема неправильного выбора предлога с названиями соцсетей не нова. Она часто встречается, в особенности, у старшего поколения. Поэтому я постараюсь разобраться, когда говорить «в», когда «на», с соцсетями в целом. А в конце решим, как быть с тиктоком.

В

«Где ты познакомился со своим финским другом?
В фейсбуке».
«Где Sony сообщили о переносе презентации?
В твиттере».
«Как она узнала о твоей новой стрижке?
Видимо, из сторис в инсте».

«В» мы используем часто. Порой чаще, чем следует. Но почему хотя бы в этих случаях мы выбираем именно такой предлог?

Вообще, русский язык с названиями, особенно иностранными, не очень дружит. Вернее, для него правильным написанием будет взять название в кавычки.

«Фотографии были опубликованы в социальной сети "Инстаграм"».

Разумеется, в обычной речи мы так делать не будем. Нам хочется использовать привычные названия, которые мы упоминаем по несколько раз на дню, как обычные русские слова.

Я нашёл такую аналогию: 

Инстаграм - социальная сеть. Сеть - русское слово. И с ним мы точно понимаем, что нужно использовать «в». Когда «инстаграм» мы начинаем вставлять в речь, он принимает те же правила, что и «сеть» или «соцсеть». Которой он и является. Мы не скажем «на инстаграме», ровно как и не скажем «на соцсети». То же самое и с твиттером, и с фейсбуком.

Ещё я заметил, что с теми же словами, с которыми мы говорим «в», мы используем и «из».

«Фото из моего инстаграма».
«Информация взята из твиттера компании».

На

«В ютуб» - думаю, не только моим ушам больно это слышать. Иногда я не могу сдержаться, и поправляю: «на ютуб».

Но почему «на»?

Можно последовать той же логике. Ютуб - площадка для просмотра видео.

«Где Петя забыл свой мяч?
Может быть, на детской площадке».
«Где ты нашёл решение этого параметра?
На ютубе».

Если не нравится слово «площадка», можно пойти по-другому пути. Если фейсбук изначально нами воспринимался, как соцсеть, а инстаграм - приложением, то ютуб, до сих пор и в первую очередь, - сайт.

«Опубликовано на официальном сайте».

А в понимании старшего поколения, которое жизнь на ютубе не просиживает, это очередная соцсеть. Поэтому они и говорят «в ютубе».

Также и с твичём - стримерской площадкой.

«Забанили на твиче».

А вместо «из» с ютубом принято использовать «с».

«Выпилили ролик с ютуба».

Через

Маленькая подсказочка для тех случаев, когда вы никак не понимаете, что надо использовать. Иногда можно сказать «через».

«Он нашёл меня через инстаграм».
«Я смотрю "Что? Где? Когда?" не по ТВ, а через сайт канала».

Ещё так можно говорить про мессенджеры и почту. Хотя, если вы ими часто пользуетесь, то лучше привыкать к «в» и «на» соответственно.

«Ты сообщил об этом учительнице через телеграм?
Нет, она же просила присылать ей работы через почту».

Что же делать с тиктоком?

С одной стороны, как я говорил в начале, тикток - это сторис, вырезанные из инстаграма. С инстаграмом мы используем «в». С другой стороны, это вертикальный ютуб. С ютубом мы используем «на».

Я, как постоянный пользователь ютуба, однажды сказал:

-2

После этого я и засомневался, и задался этим вопросом.

-3

По идее, мы можем назвать тикток площадкой для роликов определённого формата. Клипов. Тогда предлоги должны быть теми же, что и у «площадки»: «с» и «на». Но, с другой стороны, это соцсеть. К тому же, приложение. А сними мы говорим «в» и «из».

Представительница младшего поколения, знакомого с тиктоком уже давно, ответила мне однозначно.

-4
-5

Видимо, нам придётся использовать это правило.

-6

Никто из моих знакомых, сидящих в тиктоке, не отрицает, что основной контент там всё ещё треш. Но есть уже и нормальные видосы. Пускай их и нужно поискать.

А вы и ищите. Поддержите спрос на хорошее. За видеоконтентом будущее.

Над статьёй работал:
nemo - TikTok

P.S. Я не филолог. Я выдвинул здесь эти правила только потому, что мне самому привычнее слышать «на ютуб», чем «в ютуб». Разумеется, слух у всех разный, поэтому у каждого может быть своё мнение на этот счёт. Если ваше отличается от моего, жду его в комментариях ♥