Пошел третий год обучения.
Третий курс
Вот тут начался настоящий ад. Летом предстояло сдать 5 экзаменов: патологическую анатомию, патологическую физиологию, фармакологию, пропедевтику внутренних болезней и общую хирургию. И все предметы очень важные и необходимые для дальнейшей деятельности. Они давали необходимую базу, на которую дальше накладывались знания. Без этих дисциплин быть хорошим врачом невозможно.
Очень тяжелой показалась патологическая анатомия. На ней предстояло изучить последствия перенесенной болезни, особенности изменений органов и систем после патологий, процессы, приводящие к смерти. Этот предмет был для меня не только сложным, но и неприятным в моральном плане, так как приходилось присутствовать на вскрытиях. Зрелище то еще. И запахи отвратительные. Никакого интереса к вскрытому телу человека у меня не было. Тогда я уяснила для себя одну вещь: патологоанатомом мне не быть.
Патологическая физиология мне нравилась. Было все логично и понятно. Одни изменения во время болезни тянули за собой другие. Все разворачивалось как клубок ниток: одно за другим. Но учить приходилось много. Объемы материала были большими, спрашивали все от корки до корки. Времени на подготовку к занятию уходило очень много.
Фармакология тоже была для меня сложной. Но узнавать, как препараты действуют в организме, через какие пути и каким способом было интересно. Однако давался предмет с трудом. Учить приходилось много и долго. Но делать было нечего, ведь впереди экзамены.
Кстати, подготовка во время сессии стала для меня адом на земле. Даже вспоминать об этом тяжело. Я садилась утром за учебный материал, и поднимала голову только поздно вечером. Причем, ела я всего один раз в день. Времени не хватало. По крайней мере, мне казалось, что если я пойду поем, это украдет у меня лишние полчаса, в которые я могла бы выучить какой-нибудь вопрос.
Выучить все вопросы к экзамену до конца я никогда не успевала. Как и всем студентам, мне казалось, что не хватает всего лишь одного дня :).
Перед каждым испытанием я оооооооооооочень сильно нервничала. Буквально доходило до истерик. Мне казалось, что я точно не справлюсь, что моих знаний недостаточно, что я мало готовилась. Хотя конечно это было не так. На всех экзаменах я была "в теме" сдаваемого предмета и могла ответить на вопрос преподавателя. Конечно, не всегда этот ответ был полным, иногда даже очень кратким :), но по каждому предмету какие-то знания у меня были. В чем-то я разбиралась хуже, в чем-то лучше.
На экзамене по фармакологии со мной случился неприятный инцидент. Я вытянула билет, села готовиться. Конечно, я учила, как всегда, все по максимуму. И всегда была готова прийти на помощь своим одногруппникам. Один раз я подсказала - экзаменатор сделал вид, что не видел. Второй раз подсказала - экзаменатор постучал ручкой по столу. Третий раз подсказала - он встал и направился к преподавателю, выдающему билеты. Я сразу поняла, что мне конец. Он произнес фразу, которую я запомнила надолго: "Вот эту студентку удалить с экзамена". Было очень обидно. Но справедливо. И обижаться было можно только на себя. Это единственный предмет, который мне пришлось пересдавать, и то из-за своей глупости.
Так или иначе, сессия была сдана, третий курс пройден.
Старшие курсы
Дальше учеба должна была пойти легче. Как мне казалось...
Четвертый курс
На четвертом курсе у нас начались циклы. То есть, предмет шел по несколько дней или недель подряд. Затем сдавался зачет, чаще в виде защиты истории болезни, и мы переходили к изучению следующего предмета. На четвертом году мы начали вплотную заниматься клиническими дисциплинами. Появились терапия и хирургия. Мы писали истории болезни, ходили к пациентам, страдающим заболеванием по теме нашего занятия, затем обсуждали тему с преподавателем. Появился интерес. Наконец мы вплотную приблизились к медицине, к излечению заболеваний! Наконец-то хоть какая-то практика, а не бесконечная теория и сидение за партами!
На четвертом курсе тяжелым для меня была топографическая анатомия и оперативная хирургия. Опять же, нужно было много читать, учить, смотреть атласы. На этой дисциплине мы научились вязать хирургические узлы, изучали инструменты, применяющиеся в хирургии. Экзамен был не из легких.
Из клинических дисциплин дергающийся глаз и подступающую к горлу тошноту вызывала неврология. Предмет сложный, опять же, нужно хорошо знать анатомию, чтобы понимать, где какой нерв проходит. Плюс учить на зубок различные синдромы при той или иной патологии. Немало крови выпила у меня эта дисциплина. А я так надеялась, что на четвертом курсе станет значительно легче...
А вот с терапией проблем у меня не было. Все логично и понятно. Опять же, есть возможность поработать с больными, применить на практике свой, пока еще, небольшой багаж знаний. Появлялся интерес и желание заниматься медициной. Кстати, в предыдущие годы учебы это желание у меня напрочь отсутствовало. Я даже жалела, что пошла в медицинский университет. Неоднократно думала, что я ошиблась с выбором профессии. И сейчас в определенных ситуациях посещают такие мысли... но об этом в другой раз.А тем временем четвертый курс подошел к концу, экзамены были сданы. Впереди предпоследний год учебы.
Продолжение в следующем посте...