Найти в Дзене
Киносезон

Три цвета питерского лета - 30-го лета без Цоя

Вот и наступило лето 2020-го. Не самое обычное. Если раньше очень хотелось, чтобы оно было солнечным и теплым, то в этом году мы желали, что оно у нас просто было. Пусть с дождями, пусть холодное. Любое.

И вот оно - красивое, желанное, нежное. Я вдруг увидела его в цвету. У Питерского лета 2020-го, на мой взгляд, три цвета. Первые два - яркие, сочные, теплые, долгожданные. Зеленый и желтый. Мы так долго сидели дома, что сейчас, когда город, наконец, на полную окутан этими замечательными красками, кажется, что ничего красивее двух основных летних цветов нет.

Краски питерского лета, 2020г., фото автора
Краски питерского лета, 2020г., фото автора

Но есть у ленинградского лета и третий цвет - черно-белый.

Потому что это тридцатое лето без Виктора Цоя.

Эта статья - посвящение его памяти.

У режиссера Кирилла Серебренникова есть замечательный фильм "Лето" (2018г). Он провалился в прокате по понятным причинам, а я могу смотреть его бесконечно. Он кажется мне документальным - настолько реалистично передана атмосфера начала 80-х., легко и правдоподобно показана жизнь моего поколения со всеми ее атрибутами, беззаботность нашего времяпровождения, увлечение рок-музыкой. А черно-белый формат фильма эту правдивость только усиливает.

Кадр из фильма Кирилла Серебренникова "Лето" (2018г)
Кадр из фильма Кирилла Серебренникова "Лето" (2018г)

Я смотрю и целиком погружаюсь в свою юность, и мне кажется, что я нахожусь на Финском заливе в компании молодых, начинающих рок-музыкантов, ем вместе с ними арбузы, купаюсь, прыгаю через костёр, слушаю песни под гитару и подпеваю: "Время есть, а денег нет и в гости некуда пойти" или "Мои друзья всегда идут по жизни маршем".

Тео Ю в роли Виктора Цоя, Филипп Авдеев в роли Лёни в фильме Кирилла Серебренникова "Лето" (2018г)
Тео Ю в роли Виктора Цоя, Филипп Авдеев в роли Лёни в фильме Кирилла Серебренникова "Лето" (2018г)

Этот фильм сейчас часто показывают по периферийным каналам, оно и понятно - массового зрителя он не найдет. Он может быть интересен только тем, кто в свое время был "болен" музыкой Виктора Цоя, Майка Науменко и лидеров других групп ленинградского рок-клуба. Хотя надо сказать, что в 2019-м году на церемонии вручения "Ники" фильм получил сразу несколько премий - открытие года, лучшая работа режиссера, звукорежиссера и режиссёра монтажа. В жюри сидели поклонники русского рока? Нет. Это снято так круто, что профессионалы оценили по достоинству.

Кадр из фильма Кирилла Серебренникова "Лето" (2018г)
Кадр из фильма Кирилла Серебренникова "Лето" (2018г)

А я бы еще представила "Лето" на номинацию лучшего документального фильма. Потому что 2 часа могут пролететь незаметно только когда очень интересно. Когда на одном дыхании. Когда улыбаешься каждому кадру, потому что узнаешь в них свою жизнь.

Тео Ю в роли Виктора Цоя в фильме Кирилла Серебренникова "Лето" (2018г)
Тео Ю в роли Виктора Цоя в фильме Кирилла Серебренникова "Лето" (2018г)

С 80-х годов прошлого прекрасного очень любимого мною века у меня сохранился вот такой значок.

Значок ленинградского рок-клуба, фото автора
Значок ленинградского рок-клуба, фото автора

Он мне очень дорог. В рок-клуб входило много групп, их музыку я знала, любила и слушала, но Цой в моей голове был как-то отдельно от других. Особенно. Эту страсть я не могу объяснить до сих пор. Даже сейчас, когда я пишу эти строки и выбираю песню, которую вставлю в статью, по мне волной прокатываются мурашки от его голоса. Значит, дело в голосе? Но если взять отдельно голос - нет, не в нем. Внешность - тоже нет. Слова? Но они очень простые, а сейчас так и вовсе кажутся примитивными, наивными. Это тогда, 3 десятка лет назад, смелые фразы о действительности и призыв к переменам казались мне открытыми, новыми, сильными, героическими.

Так откуда эта магия в простых стихах Цоя? Может она - в самой простоте? В его внешнем спокойствии? Сам простой, стихи простые, мелодии из нескольких аккордов, говорит просто, мягко, без понтов, словесных наворотов, без самолюбования? И именно эта простота и делала его не таким, как все? Не знаю.

Я выбрала эту песню неспроста.

Однажды утром из нашей радиоточки в комнатке в общежитии я услышала, или скорее вздрогнула под жесткие аккорды и грубый голос исполнителя. Помню, что вскочила, подпрыгнула, не дождавшись звонка будильника (радио у нас утром начинало говорить само, его почему-то нельзя было полностью отключать). И почувствовала, что песня "зашла" в меня целиком, и полностью совпала со всем моим нутром - с биением моего сердца, с моей внутренней скоростью, с группой моей к-р-о-в-и. У меня было ощущение, что ее написали для меня лично. По моему заказу. Как мой личный жизнеутверждающий гимн. Музыка звучала в унисон с моей душою.

Тогда я еще не знала, что это, кто это, я не успела расслышать слова и понять, почему же в такт этим аккордам по телу пробежала судорога.

Достать кассету с "Группой крови" было непросто. А когда достала - магнитофон стал работать без остановки. Кассета с альбомом "Группа крови" крутилась днем и ночью, насколько позволяло время и расписание занятий. Было какое-то массовое поклонение музыке Цоя. Это была не мода, это было от души, от сердца. Под "Группу крови" мы готовились к экзаменам, загорали на заливе, встречали Новый год. Слова каждой песни Цоя мы знали много лучше, чем предметы в институте.

А потом был август 1990-го. Никто не верил. Потому что поверить в это было невозможно.

Автобус высадил нас за несколько остановок до места прощания. Дальше пешком. Там не то, что было много народу - там как будто был весь мир. Подойти близко и положить цветы мы смогли только на второй день.

Прошло 30 лет.

Конечно, сейчас я специально не включу песни Цоя. Но если слышу группу "Кино" в машине или еще где-то, то дослушиваю песню до конца, не переключаюсь на другую музыку и важные новости. И до сих пор не могу четко объяснить, почему.

Если Вам понравилась статья, мне будет приятно увидеть лайк, комментарии и подписку на канал 👍