Найти тему
Лунный Свет

Куда исчезли звёзды в американском космосе?

Кто не слышал об отсутствии звезд на фотографиях американцев на Луне? Аргумент об их отсутствии - один из самых старых доводов со стороны сомневающихся в Лунной программе США. Ещё Билл Кейсинг в своей книге 1976 года "Мы никогда не были на Луне" использовал этот аргумент как один из ключевых.

Фото AS17-134-20381
Фото AS17-134-20381

Другой "классик" в области сомнений в высадке американцев на Луну - Ральф Рене - утверждает, что вид звёздного неба с Луны невозможно подделать в студии. Любому астроному, по его мнению, будет очевидна поддельность расположения звёзд.

С тех пор много воды утекло и, казалось бы, все объяснения даны и контраргументы высказаны. Но, тем не менее, сомнения людей не утихают. Сегодня мы попытаемся по-новому разобраться с этими вопросами. А в конце поста вы узнаете, действительно ли американцы не сделали вообще ни одной фотографии звёзд с Луны?

Но обо всём по порядку.

Для начала нужно простым языком рассказать о некоторых особенностях устройства фотоаппарата и плёнки. У каждой плёнки (как и у матрицы в цифровых камерах) есть такое понятие, как "динамический диапазон.". Даже если вы не знакомы с терминами, не пугайтесь, ниже всё будет объяснено простым языком. По сути, это понятие означает две вещи.

Во-первых, любое количество света, меньшее границ диапазона, отобразится в кадре как черный цвет. В этом случае на участок плёнки попало так мало света, что практически неотличимо от его полного отсутствия.

Во-вторых - наоборот, любое количество света, превышающее границы диапазона, отображается в кадре как абсолютно белый цвет. Как правило, таким цветом видны блики или попавшие в кадр источники света - лампы, фонари или солнце.

Иногда и некоторые ярко освещенные предметы в кадре могут отобразиться абсолютно белым цветом. В этом случае предмет считается засвеченным, и такая ситуация, как вы понимаете, нежелательна.

Пересвеченный, недосвеченный, и нормальный кадр
Пересвеченный, недосвеченный, и нормальный кадр

Как же добиться того, чтобы на одну и ту же плёнку можно было делать качественные снимки и в солнечный день, и в сравнительно тёмном помещении? Для этого используются настройки фотоаппарата, главным образом диафрагма и выдержка. Первый параметр является своеобразным аналогом зрачка человеческого глаза - чем она шире, тем больше света поступает в камеру в момент съемки. Второй параметр - интервал времени, в течение которого будет открыт затвор и, соответственно, свет будет попадать на плёнку. Для обычной любительской съемки в нормальных условиях это, как правило, малые доли секунды.

В солнечный день на улице оптимальная выдержка может составлять 1/250 или даже 1/500 секунды. В пасмурную погоду или вечером она возрастает до 1/30. Такая же выдержка потребуется и для съемки в помещении.

А вот для ночных съемок подходящая выдержка может достигать одной или даже нескольких секунд, иначе кадр получится слишком тёмным.

Ночное фото на разных выдержках
Ночное фото на разных выдержках

Важный вывод: на "дневных" настройках при съемке ночью получится практически чёрный кадр. И напротив, днём с "ночными" настройками обязательно получится абсолютно пересвеченный, белый кадр.

Переходим к главному, на каких же настройках требуется снимать на Луне лунным днём? Правильный ответ - конечно, на короткой выдержке, поскольку лунная поверхность ярко освещена Солнцем! И, несмотря на низкое альбедо лунной поверхности, поток отраженного от неё солнечного света огромен. Поэтому астронавты и снимали чаще всего на выдержке не более 1/250 секунды, повышая её только для съемке предметов в тени.

В то же время, звёзды на небе - очень тусклые источники света. Кто хоть раз пробовал снять звёзды на обычный фотоаппарат, знает, как непросто их фотографировать. И совершенно невозможно запечатлеть звёзды на выдержке 1/250 или даже 1/30! Поэтому и получалось у астронавтов абсолютно чёрное небо.

Чтобы понять, насколько различается яркость Луны и звёзд, посмотрите вот на эту серию кадров.

Луны и звёзды на разных выдержках.
Луны и звёзды на разных выдержках.

Пока настройки позволяют снимать звёзды, Луна выглядит абсолютно пересвеченной. А вот когда настройки позволяют разглядеть детали на лунной поверхности - тогда выдержки совершенно недостаточно для съемки звёзд. И поэтому вокруг Луны видно чёрное небо.

Схожим образом это происходит и на Луне. Посмотрите в следующей паре фото, как выглядит оригинальный кадр, и как бы он "преобразился" при попытке выставить длинную выдержку для съемки звёзд.

Снимок AS15-88-11866 в оригинале, и каким бы он был на длинной выдержке
Снимок AS15-88-11866 в оригинале, и каким бы он был на длинной выдержке

Разумеется, получать результат, подобный "правому", было никому не интересно.

Но неужели американцы вообще ни разу не сняли звёзды с Луны? Оказывается, сняли, но не "Хассельбладом", а специальным устройством - ультрафиолетовым телескопом! Он устанавливался на штативе и направлялся на звёзды по координатам. Вот так он выглядел:

Фото AS16-114-18439, на переднем плане УФ-телескоп
Фото AS16-114-18439, на переднем плане УФ-телескоп

А вот какие кадры получались:

Фотография Земли и звёзд в УФ-телескоп
Фотография Земли и звёзд в УФ-телескоп

А теперь вишенка на торте: сомневающиеся постоянно твердили, что положение звёзд на небе подделать невозможно! А на этой фотографии чётко видно положение звёзд относительно планеты Земля в известный момент времени съемки. За 50 лет ни один астроном не разоблачил эту фотографию, что говорит нам о её подлинности. Значит, американцы действительно сделали эту фотографию с Луны.

Спасибо за внимание!