Найти тему
Материк книг

Странная сказка в учебнике литературы для второклашек

Вот такой учебник системы "Гармония". И если бы не дистанционное обучение, я бы не обратила, наверное, внимания на эту небольшую сказку. А т.к. анализ произведения проходил под моим чутким руководством, задумалась.

Сказка С. Козлова. Того самого, который про Ёжика в тумане. Нет, сам писатель мне нравится. Философские у него сказки. А вот насчет того, что детские, можно поспорить.

Например, про эту сказку. Называется она "Черный омут". Жил в лесу заяц, всех боялся и так добоялся, что решил утопиться в черном омуте. Хорошее начало для детей, не правда ли?

-2

Но омут не согласен, чтобы в нем всякие зайцы топились и говорит вот что:

Не делай этого, Заяц! Утонуть всегда успеешь.
А ты лучше иди и не бойся!
— Как это? — удивился Заяц.
— А так. Чего тебе бояться, если ты уже ко мне приходил, утонуть решился? Иди — и не бойся!

И пошел заяц. И перестал бояться. Далее все звери в лесу как в сказке про колобка, конечно, удивились такому повороту. Но заяц "прошел точку невозврата" и стал бессмертным бесстрашным. Филин посоветовал было убираться зайцу из леса подобру-поздорову, а то как бы другим не повадно стало, на что зверек отвечает, что мол, он один такой, эксклюзивный. Филина, видно, удовлетворил сей ответ. И заяц дожил благополучно до осени. А там новая напасть. Листья на кусте осыпаются, шуршат. Опять зайцу страшно. Он проторенной дорожкой - к омуту, спрашивает:

— Почему, когда листья сыплются, страшно мне?
— Это не листья сыплются — это время шуршит,— сказал Черный Омут,— а мы — слушаем. Всем страшно.

И тут же конец:

Тут снег выпал. Заяц по снегу бегает, никого не боится.
-3

Вот такая короткая, но многозначительная сказка.

Предлагается рассказать детям, какой заяц храбрый, преодолел свои страхи и как это все хорошо.

А по-моему, страшная сказка и смысл в ней другой. Заяц дошел до крайнего отчаяния и после этого начисто утратил чувство страха и даже любой мало-мальской осторожности. Что плохо. Именно, плохо. И как раз после этого его съел бы любой. Дальше зайца вдруг заинтересовал экзистенциальный вопрос, который сформулировать он не смог, но почувствовал смутную и сильную тревогу, когда услышал шуршание листьев. Это вопрос про смерть. Но Омут-психолог и здесь успокаивает его парадоксальным, но верным по сути утверждением: "всем страшно". Как ни странно, "на миру и смерть красна" и уже не страшно, раз всем-то.

Вот такие парадоксы в простеньком, на первый взгляд, произведении. Понимают ли это дети? Наверное. Только зачем, почему именно это? У Козлова полно более светлых и добрых сказок. А здесь Омут, топиться, страшно, листья шуршат, смерть. К чему это во втором классе было, я не поняла.