Найти тему
Если ты веришь

Что такое «богословие». Продолжение (2ч.)

Изображение Engin Akyurt с сайта Pixabay
Изображение Engin Akyurt с сайта Pixabay

Православная Церковь опирается в ответе на вопрос, что такое «богословие» не на разум и человеческую мысль, пусть и научную. Достаточно вспомнить о таком характерном и очень важном обстоятельстве, что «богословие» святыми отцами Церкви воспринималось совсем не так, как это понимаем мы сегодня. О современном понимании «богословия» я писал в первой статье цикла, посвящённого вопросам «Догматического богословия».

Авва Евагрий Понтийсий. Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Evagrius_1.jpg
Авва Евагрий Понтийсий. Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Evagrius_1.jpg

Ещё в 4 веке авва Евагрий Понтийсий писал в богословском трактате «Слово о молитве. 61»:

«Если ты богослов, то будешь молиться истинно, и если молишься, то ты – богослов»

Обратите внимание на эти слова «если ты молишься». Это сказано неслучайно, поскольку молитва в богословии является основой богословия и его фундаментом, на котором и строится теологическое понимание мира. И святые отцы, как мы видим, заметили это обстоятельство с первых шагов.

Блж. Диадох Фотикийский. Открытая православная энциклопедия ДРЕВО - https://drevo-info.ru/pictures/12005.html
Блж. Диадох Фотикийский. Открытая православная энциклопедия ДРЕВО - https://drevo-info.ru/pictures/12005.html

Блаженный Диадох Фотикийский из далёкого 5 века говорит нам в своём «Подвижническом слове. 67» о том, что «богословствование» – это особый дар Бога, первейшая благость Божия, располагающая сердце человеческое «презирать приятные утехи житейские», так как иного пути к нераздельному общению с Богом Словом у человека быть не может.

Вы видите, как высоко ставится «богословствование» святыми отцами: с одной стороны, «богословом» может быть только тот, кто непрестанно молится, а мы знаем, что это в наше время предполагает монашество и полное отречение от мира для Христа; а с другой – всю житейскую суету, все радости жизни в буквальном смысле этого слова «богослов» должен презирать. Так кто же тогда может быть «богословом» сегодня?..

Изборник Святослава (ГИМ. Син. 1043). Отцы Церкви. Фрагмент. Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Otsy.jpg
Изборник Святослава (ГИМ. Син. 1043). Отцы Церкви. Фрагмент. Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Otsy.jpg

Как появилось звание «Богослов»

В сонме святых Православной Церкви мы знаем только троих «Богословов»: апостол Иоанн Богослов, святитель Григорий Богослов, преподобный Симеон Новый Богослов.

Ап. Иоанн Богослов. Русская икона. Святой Дух (Ангел) шепчет на ухо текст Евангелия от Иоанна, открытого на "В начале бе Слово". Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Иоанн_Богослов_Икона.JPG
Ап. Иоанн Богослов. Русская икона. Святой Дух (Ангел) шепчет на ухо текст Евангелия от Иоанна, открытого на "В начале бе Слово". Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Иоанн_Богослов_Икона.JPG

Ап. Иоанн Богослов явился родоначальником «богословия» как будущей науки, поскольку он в своём Евангелии (расположеном четвёртым в корпусе книг Нового Завета) заговорил о Пресвятой Троице, что вызвало многовековые тринитарные споры и явилось в итоге одной из причин созыва в 381 г. Второго Вселенских Соборов. Также ап. Иоанн Богослов говорил о Боговоплощении и о Лице Господа Иисуса Христа, закладывая основу для связи Божественного Откровения со всеми последующими святоотеческими творениями, которые, безусловно, опирались на него, как на безусловный авторитет, который не подлежит критике.

Свт. Григорий Богослов. Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Sv_Gr_Bogoslov_Simonopetra_kr18v.jpg
Свт. Григорий Богослов. Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Sv_Gr_Bogoslov_Simonopetra_kr18v.jpg

Свт. Григорий Богослов, как раз, принимал непосредственное участие в тех самых тринитарных спорах о природе и догмате Пресвятой Троицы, которые были в 4 веке. Он, развивая «богословие» дальше, оставил нам достаточно большое количество трудов, в том числе, даже поэтических творений, славивших Пресвятую Троицу, наглядно демонстрирующих с чего начиналось «богословие» и какие высокие планки ставили себе самые первые Богословы, благодаря которым и появилась сама наука «богословие».

преп. Симеон Новый Богослов. Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Simeon_novyj.jpg
преп. Симеон Новый Богослов. Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Simeon_novyj.jpg

Преп. Симеон Новый Богослов, в своём труде «Божественные гимны» вводит понятие обожение – теснейшее единение человека с Богом, посредством непрестанного общения верующего с Триединым Божеством, то есть когда человек нравственно, интеллектуально и энергийно связан с Богом, и Бог действительно присутствует в нём.

«Во славу триединаго Бога» (Иоанн Кронштадтский, 1905). Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Троица#/media/Файл:My_life_in_Christ_5.jpg
«Во славу триединаго Бога» (Иоанн Кронштадтский, 1905). Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Троица#/media/Файл:My_life_in_Christ_5.jpg

Кто такие современные «богословы»

Однако, надо понимать, что «богословие» сегодня – это и наука тоже. А значит, требуется систематизированное изложение христианского вероучения не в смысле только теоретическом, но, применительно к реалиям нынешней действительности.

С развитием научно мысли, а также с развитием религиозного мировоззрения появилась насущная необходимость в современной цивилизации утвердить институт «богословов» не как исключительно священно служителей, а отдельный автономный корпус профессионалов, изучающих вероучительные догматы Церкви не с целью «рекламы» религии или активной «вербовки», что, по сути, является большим грехом и совершенно недопустимо в церковной среде.

Портрет М.В. Ломоносова. Копия Л.С. Миропольского с работы Г.К. фон Преннера 
1787. Санкт-Петербург. Холст, масло. Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:M.V._Lomonosov_by_L.Miropolskiy_after_G.C.Prenner_(1787,_RAN).jpg
Портрет М.В. Ломоносова. Копия Л.С. Миропольского с работы Г.К. фон Преннера 1787. Санкт-Петербург. Холст, масло. Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:M.V._Lomonosov_by_L.Miropolskiy_after_G.C.Prenner_(1787,_RAN).jpg

Легендарный русский учёный академик Михайло Ломоносов хотел, но не смог в 18 веке основать «богословие» в своём университете, поскольку в тех условиях «богословие» у нас было бы на лютеранский (протестантский) манер, что было совершенно не допустимо для Российской Империи и он убрал из университета основополагающий для любого европейского вуза богословский компонент, что привело к тому, что несколько веков, вплоть до конца 20 века, вся наша наука была лишена богословской основы, что косвенно привело к революциям и гражданской братоубийственной войне прошлого века.

25 сентября 2015 года (относительно недавно), после споров, которые длились десятилетиями, Президиумом Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России был одобрен паспорт новой научной специальности «теология» (шифр 26.00.01) – слово переводится с латинского языка именно как «богословие».

Как научная специальность «теология» тесно связана сразу с 6 отраслями гуманитарной науки: «философия», «филология», «история», «искусствоведение», «культурология», «педагогика». Вы можете посмотреть на паспорт научной специальности 26.00.01 "Теология", в котором содержится 25 областей научного исследования.

Вот, как раз я являюсь одним из теологов или современных богословов (как я называю себя и своих коллег) и если вам интересна судьба «богословия» или вы тоже являетесь специалистом и моим коллегой, то обязательно подписывайтесь на блог.

Автор: Андрей Кабилов