Найти тему

«Привычка расставаться»

Добрый день. Хотелось бы с вами обсудить фильм «Привычка расставаться» о девушке, которая решила воспользоваться свободой выбора.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Симпатичная девушка Ева (Алена Константинова) очень рано нашла свою любовь (Александр Петров) и испугалась, что это на всю жизнь. Получив обещание, что ее возвращения будут ждать всегда, Ева спокойно отправляется в сентиментальное путешествие из постели в постель. Она встречается с разными мужчинами, подстраивается под их образ жизни, меняясь внешне и иногда внутренне. Когда шесть романов заканчиваются ничем, Ева задается вопросом «Но почему же у нас ничего не получилось?». В поисках ответа на вопрос она приходит к бывшим любовникам. Отчет о проведенных исследованиях Ева, по всем законам жанра, выкладывает трем своим подругам за столиком стерильного кафе.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

«Привычка расставаться» - столичная история, развивающаяся в условном пространстве, где бытуют просторные квартиры и студии, белоснежные кухни, длинные теплые свитера, дымящиеся чашки с вкусным кофе и красивые люди творческих профессий. Конечно, это кино про девочек и для девочек. На первый взгляд, очень легкомысленное и картонное. Легкомысленность обеспечила форма подачи историй любви. Ни героиня, ни камера надолго на мужчинах не задерживаются. Истории любви не проживаются: они встретились, полюбили друг друга... и расстались. Никакого совместного жизнетворчества, никакого углубления в переход от заблуждения в реальность. Как? В какой момент и почему все испортилось? А было ли что-то хорошее? На эти вопросы есть только устные ответы со стороны мужчин. Но что думает сама героиня - не вполне понятно. Биографий у мужских персонажей нет, они почти все одного возраста и одного типа. По обыкновению от таких историй ждешь экспериментальности: кратковременная смена сексуальной ориентации и меркантильная геронтофилия. Но в ровный пресный рядок любовников-ровесников закинуло только иностранца. Ну а где весь спектр возможностей? Почему бы не показать, например, как Ева угождает в сети интеллигентного алкаша, обворожительного пройдохи или инвалида-экстремала (и такие есть)?

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Нельзя не признать, что затронутая в фильме тема вполне своевременна. Наверняка появится большое количество людей, которые запнутся у порога морали и будут вменять главной героине в вину неразборчивость и шлюховатость. Зато те, кто не прогуливал уроки литературы, обязаны будут вспомнить наисмешнейший рассказ Чехова «Душечка» и разглядят в фильме здоровую женскую самоиронию. Фильм о девушке, которая решила воспользоваться своей свободой выбора, получился парадоксально шовинистским. Порывистые метания налево за угол, где, как тебе кажется, еще веселее и лучше, чаще всего оборачиваются пустой тратой времени. Отвоеванные суфражистками и феминистками права на образование и работу прорубили в сознании современной женщины метафизическую дверь. В нее она готова выбежать при случае, когда в настоящих отношениях все не совсем так, как мечталось. При этом синдром «я осталась без штанов» и биологические часы побуждают к дальнейшим поискам. И что уж там, от побочных эффектов свободных отношений и иллюзий о существовании совершенства страдают сегодня не только женщины.

Бодрящий итог «Привычки расставаться» вроде бы расставляет смысловые акценты на свои места, но сюжет фильма все равно оставляет свободу для интерпретации. Как таковых назиданий и морали здесь нет. Только, разве что, - утешение. Ну а ругать людей за то, что тебе предлагают сделать собственный вывод из просмотренного - все равно что недооценивать свои умственные способности.