Цикл убийств темнокожих прошел очередной круг и замкнулся. Безоружный и далеко не самый опасный для общества Джордж Флойд ушел, но остался: на улицах американских городов как символ несправедливости; в памяти миллионов американцев как жертва расизма; в страшных снах американских «копов» как теперь уже практически неизбежный шаг к реформированию всей системы полицейского надзора.
Арест полицейского и заведение уголовного дела в данном случае нонсенс для американской практики
Сотрудники полиции в США убивают, кстати, не только темнокожих. Они вообще могут застрелить кого угодно, если существует объективная угроза их жизни либо безопасности окружающих. Понятие «объективная угроза» сквозь субъективное понимание полицейских в большинстве случаев обнажает правду – в применении табельного оружия не было никакой необходимости.
Как правило, в подобного рода ситуациях (полицейский убивает условного «преступника») сотрудник, причинивший смерть, не помещается под стражу – его отправляют в оплачиваемый «административный отпуск» на время проведения расследования. Обычно подобные расследования длятся месяцами (а порой и годами), и возмущение общества тут редко помогает. Судебное отправление мало интересует, на сколько сильны протестные настроения масс.
Поэтому случай с Джорджем Флойдом – это нонсенс. Налицо отклонение от нормы: Дерек Шовен, сотрудник полиции Миннесоты, придушивший коленом темнокожего, был почти сразу арестован и обвинен в убийстве второй степени (murder in the second degree), а также «в непредумышленном убийстве второй степени». Нельзя сказать, что это прямо-таки победа протестующих, но это всё же беспрецедентный факт. Офицеры Томас Лейн и Джон Кеунга, которые соучаствовали в задержании Флойда, а также офицер То Тао (который стоял рядом и хладнокровно наблюдал, как хрипел задыхающийся мужчина) были также обвинены в содействии убийству и превышении полномочий.
Однако американцы убеждены: то, что сегодня считается нонсенсом, уже давно должно было стать нормой права, которая повлияла бы на методику подготовки своих сотрудников полицейскими департаментами.
Полицейским предлагают доносить друг на друга?
В свою очередь, официальные власти в Вашингтоне уверены – правоохранительные органы должны прислушиваться к требованиям протестующих и принимать меры для качественных структурных изменений в своих подразделениях. Но для департаментов полиции это означает переучивать сотни тысяч полицейских по всей стране, проводить инструктажи по новым правилам, которых пока еще нет. Конечно, разрешение проблемы путем найма в ряды полицейских большего числа темнокожих – это не выход из ситуации, однако такие нелепые предложения звучат из уст весьма авторитетных политиков.
Для преодоления расовой несправедливости и неравенства в рамках полицейской культуры Соединенным Штатам явно нужны другие реформы, и одними только учебными программами, которые помогли бы сотрудникам распознавать и устранять скрытые предубеждения в отношении отдельной категории лиц, а также контролировать свое поведение в условиях расового напряжения, здесь не обойтись.
Есть другие предложения, например, привить в полицейских кругах т.н. «культуру стукачества», подаваемую в реформах как «создание системы, которая позволяла бы сотрудникам сообщать о неправомерных действиях своих коллег». Сами же полицейские к такой идее относятся крайне скептически: дух товарищества и солидарность правоохранительных органов важны для укрепления доверия и партнерства между офицерами, однако в случае внедрения подобного рода сомнительных практик, это перенесет напряжение с одного фронта на другой. И опять-таки возникают риски: субъективных доносов, банального сведения счетов, той же расовой неприязни. Все они ходят по кругу в полицейских департаментах и скрывать это смешно и нелепо.
Профессор Макдевитт: «Гражданские лица должны обладать инструментом контроля за действиями полицейских»
Профессор Джек Макдевитт, директор Северо-Восточного Института расы и справедливости, на днях на своей странице в Facebook написал, что в США пора наконец-то предоставить гражданским лицам легитимную роль в рассмотрении дел о неправомерных действиях полиции. Кстати, сам Макдевитт в начале 1990-х годов входил в состав спецкомиссии, занимавшейся расследованием неправомерных действий полиции и неоправданного применения силы в полицейском управлении Бостона (штат Массачусетс).
Одним из результатов его работы стало увольнение комиссара города Фрэнсиса Роуча, жалобы на которого со стороны населения игнорировались годами, в том числе его же коллегами – офицерами полиции. Поэтому Макдевитт считает, что если бы граждане сыграли свою роль в системе надзора за деятельностью полицейских и ответственности департамента полиции Миннеаполиса, офицер Дерек Шовен, виновный в смерти Флойда, ранее не избежал бы дисциплинарного взыскания, так как за 20 лет работы его департамент получил 17 жалоб с серьезными претензиями к его методам установления закона и справедливости. Обычно двух сигналов о перегибании полицейским палки «правоохранения» достаточно, чтобы если и не уволить его, то провести серьезный инструктаж и взять, что называется, «на карандаш».
Одно убийство – масса проблем
Конечно, нельзя исключить, что сегодняшние беспорядки в США - это не только результат обычного полицейского произвола. Причина еще и в том, что запертые по домам люди накопили протестный потенциал в виде агрессии, разочарований и тревоги; отвергать COVID-19 как факультативную причину массового американского гнева было бы непродуманным шагом, однако лозунг "Enough is enough" не возник из ниоткуда - американцы сыты по горло, но это вскрывает еще больший пласт масштабных социальных проблем, от которого Трамп и его команда упорно отлынивают, концентрируясь на международной повестке.
Таким образом, к проблемам здравоохранения и экономического кризиса добавляются трещины в системе правосудия, предвзятой и несправедливой, и люди действительно отказываются молчать. Уж слишком высока планка гражданской позиции и цена, которой она была приобретена.
Материал подготовил: Мурад Абдуллаев,
Нью-Йорк – Бостон – Москва