С давних времен человек, по своей натуре хотел понять, как устроен это мир. Так давайте же разберемся, кто или что обладает наибольшей силой, по сравнению со своей массой.
Муравей
10 грамм (0,01 кг)
Если выстраивать шкалу грузоподъемности не в абсолютном, а в относительном измерении — относительно собственной массы — муравей далеко обгоняет человека и слона. Он может поднимать предметы в несколько раз (до 50!) тяжелее его самого.
Правда, и это — далеко не рекорд: считается, что жук-носорог способен поднять до 850 своих масс.
Человек
266 килограмм
Таков рекорд олимпийского чемпиона Леонида Тараненко в толчке (одном из двух основных приемов поднятия штанги), занесенный в книгу рекордов Гиннеса. Он установлен еще 20 лет назад, но до сих пор никем не побит.
Африканский слон
1 тонна
Слоны — самые крупные сухопутные животные. Самцы африканских слонов могут достигать роста 4 метра и веса 7, а то и 10 тонн.
Сколько может поднять слон? Нет сомнений, что он — самый большой тяжеловес (в абсолютных цифрах), но в относительных ему далеко не только до муравья, но и до человека: слон может поднять не больше 20–25% своего веса.
Официальных соревнований между животными никто не проводит, сообщения об их возможностях в разных источниках разные и не всегда вполне достоверны: иногда способности животных преувеличивают, но чаще сообщают не о максимальных, а об обычных нагрузках. Поскольку индийские слоны (менее крупные, чем африканские) приручены и издавна работают как раз на переноске тяжестей, о них известно больше. Хоботом индийский слон может поднять 200–250 кг; ухватившись зубами за веревку, может тащить груз до 500 кг. Положив на бивни и придерживая хоботом, слон может переносить бревна весом до 700–800 килограмм.
Африканские слоны при необходимости подхватывают хоботом и переносят своих детенышей, которые уже при рождении весят около центнера. Максимальный вес, который они могут «взять», по разным данным составляет от 1 до 2 тонн.
Полиспаст
10 тонн
Греция, около V века до нашей эры
Плутарх рассказывает, что в ответ на просьбу царя Гиерона продемонстрировать, как тяжелый груз может быть сдвинут малой силой, Архимед «взял трехмачтовое грузовое судно, которое перед этим с превеликим трудом вытянули на берег много людей, усадил на него множество народа и загрузил обычным грузом. После этого Архимед сел поодаль и стал без особых усилий тянуть на себя канат, перекинутый через полиспаст, отчего судно легко и плавно, словно по воде, «поплыло» к нему».
Возможно, эта история и выдумана, но древние греки действительно широко использовали для поднятия тяжестей простые механизмы — рычаги, блоки и полиспасты.
Полиспаст (от греч. poly много + spao тянуть) — грузоподъемное устройство, состоящее из системы подвижных и неподвижных блоков, огибаемых канатом или цепью. Полиспаст дает выигрыш в силе за счет распределения веса груза на несколько ветвей каната, при этом уменьшается скорость подъема груза и проходимое им расстояние.
Самосвал
365 тонн
Самый мощный самосвал: Liebherr T282B (Германия, конец XX—начало XXI века). Эта машина весит 220 тонн, а перевозить может до 365 тонн — в полтора раза больше своего веса. Высота самосвала — 7,4 метра, и даже колеса у него в два человеческих роста (3,5 метра в диаметре). В движение самосвал приводится двумя электромоторами, переменный ток для которых вырабатывается дизельным двигателем мощностью 3650 лошадиных сил (2725 киловатт). Те же электромоторы, работающие в режиме генератора, используются и для торможения.
Такие машины используются в больших карьерах, они перевозят уголь или руду от места добычи к месту переработки. Технических препятствий к созданию еще более грузоподъемных машин нет, но для них пока просто не нашлось применения.
Сухопутный кран
1000 тонн
Rosenkranz K10001 (Германия, 1971). Это первый в мире кран, который преодолел рубеж грузоподъемности в тысячу тонн (уже построены сухопутные краны, способные поднимать в 3 раза больше). Этот кран существует в единственном экземпляре; он работал на строительстве олимпийского стадиона в Мюнхене, затем строил мосты, электростанции и др. в нескольких странах Европы.
Кран перевозят на платформе, но на время работы он устанавливается неподвижно. Максимальная высота крана — 200 метров, однако грузоподъемности в 1000 тонн он достигает только при высоте мачты 97 метров.
Морской кран
14 000 тонн
Каждый из двух кранов плавучей платформы Saipem 7000 (Италия, 1985), способен поднять по семь тысяч тонн груза — вместе получается 14 тысяч тонн.
Это второй результат после другого плавучего крана, также построенного в 1985 году — японского морского крана, имеющего грузоподъемность 2x7100 = 14 200 тонн. Однако именно на Saipem 7000 установлен абсолютный мировой рекорд по поднятию тяжестей: 12 150 тонн (2004).
Saipem 7000 строит морские буровые платформы и прокладывает трубопроводы в Северном море и Мексиканском заливе, у берегов Африки и Канады. В 2002 году он проложил две нитки газопровода «Голубой поток» из России в Турцию по дну Черного моря.