Вместо предисловия: Меня зовут Никита, я окончил с красным дипломом один из ВУЗов страны по специальности "Юриспруденция". При этом, работаю в сфере высоких технологий на инженерной должности, и являюсь "технарем" до кончиков волос. В этом блоге надеюсь показать читателю, что занятие юриспруденцией это не представляемая всеми скучная бумажная работа, а на самом деле очень просто и увлекательно. Уверен, быть юристом может каждый, пусть и для себя самого. Получится и у Вас.
Здравствуйте, друзья. Так много событий за последние дни произошло, связанных с голосованием по поправкам в Конституцию. И дата уже назначена (1 июля), и бюллетень уже нам показали, и дискуссия была жаркая - будут спрашивать паспорт или нет, будем голосовать за каждую поправку или за все вместе. Но по законности самой процедуры уже и разговоров нет. Видимо смирились.
В этой статье попробую дать правовой анализ того, что нам предстоит 1 июля.
Я намеренно не употребляю термины "Референдум", "плебисцит" и т.д. по причине того, что предлагаемое нам "общенародное голосование" не предусмотрено никаким правовым актом.
Чтобы являться референдумом, это "голосование" хотя бы должно отвечать нормам Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации". Я не буду цитировать этот ФКЗ, но будьте уверены - никакое шестидневное, семидневное, дистанционное и т.п. голосование им не предусмотрено. А предусмотрены вполне конкретные процедуры (экспертиза вопросов, правила агитации, наблюдение за ходом голосования и подсчета голосов). Немаловажно и то, что за нарушение правил референдума (фальсификация результата) предусмотрена уголовная ответственность. А за нарушение порядка "общероссийского голосования? Ответ очевиден.
Темы законности голосования за весь пакет поправок "оптом", я уже касался в статье "Есть ли смысл голосовать за поправки в Конституцию? Ответ юриста". Были надежды на то, что ЦИК пересмотрит этот момент, но показанный бюллетень расставил все точки - раздельного голосования не будет.
Ну а теперь немного абсурдный вывод. Является ли "общенародное голосование", которое пройдет 1 июля, незаконным? Нет, не является.
Просто потому что его обязательность не установлена никаким законом. Поправки уже вступили в силу, а желание и возможность провести "что-то" по своим правилам у Президента есть. А у ЦИК есть право принять правила некоего голосования (их в отличие от требований Конституции, ЦИК имеет возможность принимать хоть каждый день, и менять как угодно), и провести его. 2 июня ЦИК это и сделал приняв документ " Порядок общероссийского голосования по закону о поправке к Конституции ". И теперь если голосование пройдет по этому порядку, то вполне может считаться законным. Только вот обязанности у власти учитывать его результаты, в отличие от результатов референдума, нет.
Спасибо, что дочитали до конца.
Буду рад Вашим лайкам, подпискам и вопросам в комментариях. До встречи.