Такой перевод этнонима "МАССАГЕТЫ" предложен большинством ученых. Формально, конечно, "Большая Сакская Орда". Но "сака" - это ведь "олень". "Олени" по большей части остались на арийской прародине.
Массагеты и саки – часть арийского населения, которая в археологии тесно связана с культурным горизонтом Оленных Камней (распространенным до Предуралья, Центральной Азии и Забайкалья, их Геродот почему-то называл «областью исседонов»). Оттуда берет свое начало так называемый звериный стиль. На посуде сохраняется свастика. Сако-массагетские кочевья, смешиваясь с жителями оседлых (арийских и тюркских) поселений, сформировали «начинку» всех государств и степных орд Средней Азии и Индо-Персидского региона. Часть их проникла на Алтай, растворившись в предках самых первых тюрков. Что же происходило в Европе? И было ли массагетское движение в Иран?
«Выбросив» три колена на Запад и в Приазовье, эта «этническая масса» поспособствовала образованию киммерийцев, исторических скифов и синдо-меотов. Мало того, ассимилируясь с амазонками (приплывшими на Западный Кавказ из Каппадокии) одна ее ветвь образовала первых сарматов. Часть их уже в нашей эре стала костяком южных россиян. Другая (именно южно-массагетская) сыграла важную роль в судьбе каспийской Великой Мидии. Что касается, массагетов, олень так и остался главным тотемом. Как вы поняли, МАССАГЕТЫ – БОЛЬШАЯ ОЛЕНЬЯ ОРДА. Сам термин «большая» в античные времена значил «матричная». То есть именно отсюда расходились в древнейшие времена все индоевропейцы-степняки. Таким образом, под массагетами в Железном Веке можно смело понимать тех, кто остался в «ядре».
География и история расселения
Выдвигаясь восточнее – вглубь пустыни Каракум («Черный Песок») – массагеты стали контактировать с более древним (видимо, еще эламито-дравидийским) населением. Оно построило высокоразвитую цивилизацию, ничем не уступающую хараппской, египетской и шумерской. Подробнее о доарийской Маргиане читайте тут. В средние века это уже Мерв.
На самом Каспийском побережье «олени арийской прародины» столкнулись с останками народа Кельтеминарской культуры – потомственными рыбаками, поставлявшими кочевьям рыбу. Однако «столичная» область этих племен «пряталась» на плато Устюрт – в чанках (обжитых пещерах, образовавшихся в полостях отвесных стен названного плато). Это – несколько «городов»...
Фактически, кельтеминарцы признаны генетиками и археологами индоевропейским этносом. Единственным их отличием от собратьев, рождавших первые иранские наречия, был образ жизни. «Пещерники-рыболовы» не кочевали. Им нравились Устюрт, полуостров Мангышлак, Южное и Восточное Приаралье. На заре появления первых индоевропейцев тут водилось много рыбы, а вместо пустыней и полупустыней были «сочные» высокие луга. Есть предположение, что как раз упомянутый союз племен и являлся «чистым» (ни с кем не смешанным) остатком первого индоевропейского племени.
Гипотеза довольно смелая, но логичная, учитывая, что, двигаясь на север, они в 4-3 тысячелетиях до нашей эры образовали совместно с центрально-азиатским потоком индоевропейцев ту самую Ямную культурную общность, покорившую в итоге Европу. Таким образом, Большая Орда Оленей (массагеты) продолжала контактировать с объединениями, сохранившими «коренную» культуру и, наверное, 1-й язык индоевропейцев… Тазабагъябская культура – прямой потомок данного субстрата – начала распространяться в нынешний Узбекистан, послужив предком более поздних согдов (о них тоже будет материал).
Двигаясь на север, массагеты в итоге вышли на левобережье Нижней Волги и стали известны античной исторической науке под именем скифов (от эллинского слова «скиф» – «кибитка»).
Наконец, добравшись до склонов Копетдага, «главная оленья орда» начала взаимодействовать с арийскими собратьями-мидийцами («мардами» или «мадами»). Так появились в середине Железного Века гилянцы (кадусии) и мазандеранцы. Это население Южного Прикаспия быстро освоило морскую торговлю. Как раз их далеких потомков так жестоко грабил и унижал Стенька Разин.
Однако в центре Восточного Прикаспия кочевали многочисленные массагетские кланы, не смешивающиеся с соседними. Не оседающими в городках. Вместе с саками они проводят грабительские рейды по бесчисленным северо-восточным сатрапиям сначала Парфии (Великой Мидии), а затем державы Ахеменидов (именно при них объединились Фарс, Великая Мидия и Белуджистан). Они были настоящей «занозой» для всех иранских стратегов… На юго-западе сако-массагетские набеги доходили до самой Каппадокии. Чаще эллины упоминают Аракс. Правда, исследователи еще не определились, что за водоем выступал под этим именем.
Известнейшие правители массагетов
Больше остальных создатели исторических анналов запомнили не царя, а царицу «каспийских оленей». На греческий манер ее имя звучит как Томирис. Кстати, оригинал персидский – Тахм Раис («бесстрашная императрица»). Почему императрица? Ко времени ее правления массагеты уже регулярно брали дань с многих народов. Кочевое общество начало терять «золотые» устои… Самой западной колонией была территория сегодняшней причерноморской Румынии (г. Томы).
Именно в такое время (в 6 столетии до нашей эры) массагеты были возглавлены женой и сыном погибшего ксара (на русский манер «ксая») в борьбе против войск императора Кира. Персам так и не удалось покорить описываемую орду. Она не признавала генеральных сражений и не имела городов (персам нельзя было обосноваться на вражеской территории, взять заложников и, соответственно, подчинить орду своей власти). Интересный факт. Сын царицы (Спаргапис) побывал в плену, а после того, как Кир вынужден был отпустить его, лишил себя жизни. Плененный массагет не имел права считать себя воином, а, возможно, мужчиной. В 2019 г про амазонку вышел казахский фильм «Томирис» .
В Парфии многие царские династии были родом из массагетских кочевий. То бишь Мидия позже неразрывно была связана с массагетской военной помощью – особенно во время войны с Фарсом (Персией). За это часто приходилось допускать степной мир «до руля». Лишь объединившись в державу Ахеменидов, Иран окончательно заставил массагетов сделать выбор – оставаться на службе у величайшей на тот момент империи или продолжать жить в дикости. Большинство выбрало второе. Только степной разбой перенесся уже юго-западнее – в Вавилон и Ассирию.
Культурный код «Большой Оленьей Орды»
Каких-то особых «изюминок» у массагетов не было. Все, как и у других ираноязычных степняков. А, впрочем, Геродот упоминает охоту на зайцев. Даже в разгаре военных действий прикаспийские «скифы» могли передумать сражаться. Но не из-за трусости, а, завидев где-нибудь ушастого трусишку. Тот, кто первым убьет зайца, сразу получал в обозначенной среде «высокий балл» – азарт был у каждого в крови… Именно поэтому Киру невозможно было с ними сразиться.
И все же часть этой огромной восточно-каспийской народности успешно осела на земле. И назвали эту землю Хорезм. Только здесь начинают проявляться культурные особенности этноса.
Потомки «чистых» массагетов
Казахи – по сути, потомки сако-массагетов (именно кочевых) и «андроновцев». Оба смешались с одной из самых первых волн гуннов. Образовавшаяся нация не стала ассимилироваться с очередными тюркскими потоками. Однако во время нахождения будущих казахских земель в составе империи Чингизидов правящая верхушка оказалась в родстве с монгольской династией. Именно в это самое время «казахи» (от «кайсак» – «никому не подчиняющийся») начинают смешиваться с кипчаками. Казахская земля получает в составе империи синий цвет («кёк» – «восток»). Кёк Орда после развала Улуса Джучи эволюционирует в старший и младший жузы Казахского ханства. Главной его проблемой в 17-18 веках становится экспансия монгольских орд, известных нам как джунгары или восточные ойраты. Казахам удалось выстоять, войдя в... Россию.
Хорезм же в течение нескольких веков являлся частью сразу нескольких государств, периодично отвоевывая себе независимость. Уроженцами этой страны (и ее столицы – одноименного шикарного полиса) были этнограф Бируни, знаменитый своим коварством шах Ала ад-дин Мухаммед Второй, а также его сын, разгромивший монголов 2 раза в южном Афганистане. В 13 веке войска, направленные Чингис-ханом, сломили оборону города Хорезм и уничтожили его. Однако он вырос на пепелище, так как место продолжало оставаться стратегическим – базарным. Кровь хорезмийцев течет в жилах населения сопредельных районов Туркмении и Узбекистана…
Нельзя забывать и про упомянутых уже гилянцев и мазандеранцев, навеки связавших свою судьбу с Персидской державой (сегодня она превратилась в исламскую республику Иран). Области Гилян и Мазандеран – один из самых красивых уголков означенной страны. Именно тут воспитывались те самые перебравшиеся через Копетдаг массагеты, которых потом воспитывали как царей Парфии. Этническими персами ассимилировано только последнее поколение, то есть ныне мы еще можем наблюдать людей, говорящих на гилянско-мазандеранских диалектах и одевающихся по праздникам в национальный костюм.
Но главное – только в этой среде женщина еще сохраняет независимое положение, а в легендах содержится много «воспоминаний» об амазонках. Брак исключительно моногамный. Жениха выбирает сама невеста (ни в коем случае не он или родители)! Мазандеранцы (табаристанцы или табасаранцы) больше подверглись культурному влиянию Фарса. Из античных «изюминок» в бывшем Табаристане сохранились лишь несколько «чисто массагетских» родоплеменных обычаев. Например, праздник «Сури» («красного цвета» – сначала Солнца, потом Огня). Пик Дамаванд (высочайшая точка Ирана) расположен именно здесь. Поэтому Мазандеран располагает самыми заметными горными курортами в стране. Мало того, провинция третья по населенности. Тут больше всего дорог.
Остается упомянуть туркмен. Однако со временем у них оказалось больше генов от огузов…
Подписывайтесь на канал, дочитывайте обзоры, ставьте палец вверх и комментируйте все, что прочитали. Внук кочевников, уроженец Хорезма Аль Бируни (брошенный за избыток остроумия в тюрьму - по приказу названного выше шаха) как-то сказал "Каждый народ отличился в развитии какой-нибудь науки или практики".