Замечали такую ситуацию? Компетентный человек говорит о себе скромно. А человек, которому знаний не хватает, — переоценивает себя.
⠀
Так зачастую бывает у студентов. Несмотря на невысокие оценки преподавателей, они спокойны и довольны собой. А вот те, кто готовился много, — излишне тревожатся.
⠀
Это явление является когнитивным искажением, и получило название «эффект Даннинга-Крюгера».
⠀
В 1999 г. два корнелльских психолога — Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг — провели исследование. Они дали учащимся тест на способности к логическому мышлению. Студентов спросили до выставления результатов, насколько они уверены в правильности ответов. ⠀
Те, кто в итоге набрал низкие баллы в логических задачах, себя переоценили. А те, кто занижал свою оценку, как правило, выполняли задания лучше.
⠀
В других сферах ситуация схожая: «Люди, которым не хватает мудрости или знаний для того, чтобы показать хороший результат, часто не осведомлены об этом факте». Незнание, заставляющее ставить неправильный ответ в тесте, обманывает и при оценке своих способностей.
⠀
Исследования доказывают, что мы часто даже не в курсе границ своего незнания. Как это влияет жизнь? Мы упускаем возможности! ⠀
⠀
Например, не принимаем кого-то в свой круг. Оцениваем как недостойного, даже не узнав толком. Ведь нам «все понятно».
⠀
В другой раз рискуем отказаться от нужной работы, так как считаем себя выше этого, но навыки и опыт говорят об обратном. Или переоцениваем способности и берём задачи, с которыми не справляемся.
⠀
Заниженная оценка также может нам вредить.
И это же касается наших знаний относительно ситуации. Когда мы работаем с решением проблемы, мы можем, как переоценивать свою информации, так и недооценивать.
Мы уже описали два этапа алгоритма целенаправленного мышления. Если вы все ещё не знаете, какой шаг следует предпринять, переходим к третьему этапу.
⠀
Представьте, что перед вами текст на незнакомом языке — набор бессвязных символов. Вот вы осваиваете этот язык, и смысл проясняется — вы видите связи в тексте. Работая над факт-картой по проблеме, мы добиваемся этого же «ага-эффекта» — выявляются внутренние связи и закономерности.
⠀
Но даже составив карту, вы можете не увидеть внутренних связей между элементами. Это признак, что информации не хватает.
⠀
Нужен сбор дополнительных фактов:
⠀
● Подумайте, где еще содержится информация по вашей теме, проблеме. Если вы пишите научно-популярную книгу, в каких областях стоит поискать материал? С какими знающими людьми поговорить?
⠀
Если разбираетесь с организацией работы отдела и никак не подберетесь к решению, обратитесь к мнению коллег. Наверняка, есть то, что вы упустили.
⠀
● Когда ваш мозг находится в режиме целенаправленной озадаченности, поиска, то информация представляется под другим углом. Вы примеряете ее к своей проблеме. Смотрите на тех же людей, мнения, тексты под решаемую задачу. Такое видение обнаружит что-то новое, чего вы до сих пор не заметили.
⠀
● После этих действий вновь возвращайтесь ко второму этапу алгоритма — формированию доминанты. Возьмите чистый лист и выпишите все, что узнали. Словно вы ничего прежде не выписывали. Мы помогаем мозгу пересобрать элементы ситуации.
⠀
● Снова дополните факт-карту новой информацией.
⠀
Знание, проблема, идея — это сплетение деталей и нюансов. Чем больше их на карте, тем ближе к решению вопроса.
⠀
Переход от второго этапа к третьему, а затем обратно, может повторятся несколько раз, пока мозг не найдет следующий шаг.
⠀
Алгоритм целенаправленного мышления сложнее, чем излюбленный способ — искать ответ у себя в голове, когда мы крутим мысли. Но так вы с большей вероятностью сделаете осмысленное решение, о котором не будете сожалеть.
Узнайте по теме больше в Telegram-канале Школы мышления
и на нашем сайте.