Предлагаем вашему вниманию продолжение повествования режиссёра и актёра Владимира Гардина о становлении советской кинематографии в первые послереволюционные месяцы. С началом истории вы можете ознакомиться здесь. Приятного чтения!
Основная профсоюзная работа определялась в проведении коллективного договора, и разногласия появились сразу по целому ряду пунктов, которые сейчас (в 1948 году, на момент написания воспоминаний) звучат анекдотично:
- Чтобы картина ставилась не менее двух недель!
- Декорация не менее одного дня!
- Творческие работники должны знать сценарий фильма, в котором они участвуют.
- Не отчислять 50% актерского гонорара помощникам режиссера за приглашение на съемку.
На разногласиях вырастала оппозиция в Правлении. Оппозиция, требуя точных формулировок отношения к Октябрьской революции, старалась проверять выполнение декрета, изданного в ноябре 1917 года о рабочем контроле на предприятиях (Рабочий контроль – это наблюдение с целью проверки и получения опыта управления посредством прикрепления рабочих к управляющим, бухгалтерам, кладовщикам и т.п.). Фиктивные фабзавкомы (Фабрично-заводские комитеты — рабочие комитеты на заводах, создававшиеся во время революции 1917 года) покрывали своих хозяев и рабочий контроль не мог осуществлять своего назначения.
Проведение декрета по существу явилось для оппозиции в Правлении политической необходимостью, что могло быть осуществимо только при другом составе, а перевыборы привели бы только к переменам фамилий.
Таким образом, декабрь 1917 года проходил в жестоких спорах по выбору способа действии и только в конце месяца можно было добиться создания комиссии для проверки личного состава фабзавкомов и характера их деятельности. Комиссия включала по одному представителю от пяти секций. От режиссерской - Гардин, от актерской - Шнейдер, от художников - Ильин, от литераторов - Ахрамович, от операторов - Зебель.
Эта "юридическая комиссия" впоследствии - большевистская "пятерка" подготовилась к открытым боевым действиям. В январе 1918 года нами был выработан план действий. Прежде всего было необходимо потребовать передачи всего кинодела коллективу, образованному из членов Правления союза. 12 февраля от имени нашей комиссии был составлен декрет №1:
Центральный исполнительный комитет кинопролетарских профессиональных союзов взял в свое ведение все кинематографические фабрики, ателье, продажные и прокатные конторы, лаборатории, театры и склады.
Все служащие вышеперечисленных учреждений ответственны перед ЦИКом личной и коллективной ответственностью за целость: негативной и позитивной пленки, проводов, съемочных, фотографических и проекционных аппаратов, музыкальных инструментов, ценной мебели, конторских и бухгалтерских книг, счетов, всех орудий и средств производства и сырья.
Лица, не принадлежащие к профессиональным союзам работников художественной кинематографии, киноработников и лаборантов, немедленно с фабрик, из контор, театров и лабораторий увольняются.
Организовать на каждом из вышеперечисленных учреждений немедленное избрание комиссара и назначить беспрерывное, в три смены, дежурство членов наблюдательного комитета.
Обо всем происшедшем ежедневно и по мере надобности доносить дежурному члену Центрального исполнительного комитета.