Найти тему

Любой труд должен быть оплачен

Боль любого мастера - это просьбы друзей, знакомых, случайных людей выполнить заказ бесплатно. Очень часто на вопрос, а почему же бесплатно, любители получить задаром отвечают фразами, по которым исполнители обычно делают вывод о человеке:

  • тебе жалко что ли
  • тебе же нравится рисовать/писать/шить/настраивать таргет
  • мы же с тобой друзья
  • у меня нет денег, но вот хочется очень
  • я нитакой/нитакая как другие, мне нужно
  • прочие варианты (напишите в комментариях, что еще приходится слышать)
Когда учился 6 лет в художке, 5 в универе, а тебя просят нарисовать бесплатно, потому что "Ты же любишь рисовать"
Когда учился 6 лет в художке, 5 в универе, а тебя просят нарисовать бесплатно, потому что "Ты же любишь рисовать"

Но мы не психологи, и выявить причины того или иного поведения не можем.

Любой труд - тот, который приносит радость и удовольствие или тот, который доставляет боль и страдание - должен быть оплачен. Нельзя обесценивать чужой труд. Любая работа требует затраты невосполнимого ресурса - времени. И время, знание, мастерство - все заслуживает оплаты.

Желание получить что-то бесплатно - это не плохо и не хорошо. Бесплатно получить образование, посетить выставку или кинопоказ в рамках фестиваля - почему нет? Это возможности, которыми надо пользоваться. Но включать режим “мне (все) должны” - это неуважительно по отношению к окружающим.

Как можно реагировать, если вас просят бесплатно что-то сделать
(в зависимости от степени знакомства - от незнакомого до друга):

  • сослаться на чрезмерную занятость
  • перевести заказ другому приятелю
  • отзеркалить ответ просящего - спросите его об услуге, которая нужна лично вам и анализируйте его ответ, что и в какой манере было сказано. Потом точно в таком же стиле отвечаете на запрос и ему
  • согласиться выполнить, почему бы и нет, если вы сами этого хотите
  • согласиться выполнить, но в качестве подарка на день рождения заказчика. (Для друзей, приятелей это отличный вариант, кстати, проверено)
  • выполнить за рекламу и отзывы, причем здесь лучше делать все поэтапно. Выполнен первый этап заказа - заказчик со своей стороны выполняет свою часть сделки, и так далее. Особенно если просит блоггер

Одно из правил работы с любыми клиентами - сохранять все переписки и сообщения, иметь на руках подписанные с обеих сторон акты о выполненных работах, чтобы не было возможности оспорить работу или обвинить в невыполнении работы вообще. А такие случаи бывают.

Однако Мир не так однозначен, как мы привыкли думать. Вот пример того, как халявщики довели художника и что из этого вышло (спойлер - люди порой совершенно непредсказуемы).

Кот негодует, вискаса не будет!
Кот негодует, вискаса не будет!

Если понравился материал - подпишитесь на наш канал и поделитесь статьей в соцсетях. Это лучшая награда для автора!

Yours Incognito, Катерина Серафима