Найти тему

"Дай бог не вляпаться во власть"

Власть - это то, что свыше, или то, что в нас?
Власть - это то, что свыше, или то, что в нас?

Эту фразу из текста, написанного Евгением Евтушенко, закавычил, ничего в ней не меняя (вводный оборот здесь - не обращение ко Всевышнему, а всего лишь аналог атеистического осторожничания: "Если бы только").

Так вот, "Если бы только не вляпаться во власть!" - какой в этом смысл? Смыслов можно увидеть несколько:

  1. не принадлежать к каким-либо властным структурам, параллельно - не пользоваться полагающимся им благами - спецраспределителями и тому подобное (если принять во внимание близко расположенное по тексту "и быть богатым, но не красть"),
  2. не принимать участия в каких-либо властных решениях, не быть "творцом истории", в пределе - оставаться последователем не слишком красиво звучащей пословицы: "Моя хата с краю...",
  3. не взаимодействовать с представителями власти, не вставать у неё на пути, не путаться под ногами, пойти путём Агафьи Лыковой - авось найдут в тайге и "сами всё предложат, сами всё дадут", как говорит Булгаков устами Воланда,
  4. если воспринимать эту просьбу-упование связно со следующими словами: "и не геройствовать подложно" - можно понять и так: воспользовавшись властью над обстоятельствами и другими людьми (случайной или намеренно полученной) не приписывать себе поступки героического прошлого.

Общее для всех смыслов - негативное отношение к власти как таковой (более того, пренебрежительное, ведь использован понижающий глагол "вляпаться", представляющий власть чем-то вроде коровьей лепёшки).

Так мог написать только атеист, к тому же - анархист и совершенно снимающий с себя всякую ответственность за происходящее человек.

И даже темнокожий народ, если только они - граждане России! Слава Александру Сергеевичу Пушинку!
И даже темнокожий народ, если только они - граждане России! Слава Александру Сергеевичу Пушинку!

Посмотрим беспристрастно, имеем ли мы касательство к власти кроме декларируемого Конституцией утверждения, что власть в России принадлежит народу, а вернее - народ является источником власти?

  1. Первое опасение "от Евтушенко" со всей очевидностью совершенно напрасно: если мы не захотим, никто нас "во власть" не загонит, не заставит быть ни Президентом, ни депутатом, ни председателем сельской управы.
  2. По второму пункту: причастность или не причастность к решениям власти мы выражаем, опять-таки согласно Конституции, через свободные выборы и референдум (как приходя, так и не приходя на участки для голосования). Тут мы, пожалуй, свободны от волеизъявления и "вляпывания во власть", только если мертвы или недееспособны. Все иные наши решения влекут за собой ответственность, как бы мы ни поступали - объявили свой выбор или же от него отказались.
  3. Отстраниться от государства тоже не получится - мы вольно или невольно живём на его территории. Нелегальное положение на заимке в Сибири, терпеливое перенесение обстоятельств, тучами летающий гнус, зимний мраз и летний зной - вряд ли именно это имел в виду велеречивый поэт-сибарит.
  4. Остаётся только предположить, что власть - это "приплывшая в руки" возможность присвоить себе чужое имя, чужие подвиги, чужую биографию. Вот в этом нельзя не согласиться со строками песни, хотя написаны они во вдохновенном порыве вряд ли с подобным скрытым смыслом.

Так вот и может получиться, что, будучи человеком почтенным, уважаемым в обществе, вы умалчиваете о краже не принадлежащего вам прошлого, умалчиваете, пользуясь властью живых над судьбами погибших.

Расскажу историю коротко, ибо во всех подробностях она уже утрачена от Большой Истории моей страны, истории Великой Отечественной войны.

Жила в деревне Надозерье Гдовского района тогда ещё Ленинградской области семья Платоновых. Муж Василий, жена Александра, их дочери Зина, Вера, Люба. Старшие были замужем, зять Герман служил в сельсовете (он, кстати, очень помог моей бабушке - вдове с четырьмя детьми, младшей была моя мама, рождённая летом 1938, тайно изъяв из папки с документами на депортацию в Среднюю Азию "дело" семьи "врага народа": дедушка, крестьянин-единоличник, по навету приезжего из Питера соседа-"тысячника" был умучен в ночь на Новый 1938 год , погребен в Левашовской пустоши).

Александра Захаровна была родной сестрой моего дедушки Александра Захаровича Голубева. Только дедушку деревенские звали Шуркой, а Александру Захаровну в её деревне называли Богородицей. Фото её у меня нет, но мама говорила, что Александра Захаровна была похожа на блаженную Марию Дивеевскую (именно на этом фото, которое здесь и привожу:)

блаженная Мария Дивеевская
блаженная Мария Дивеевская

Началась война. Сороковой бор и его окрестности в Гдовском районе стали Партизанским краем. Восемнадцатилетняя Люба была связной отряда, вся семья помогала партизанам. Случилось так, что немцы организовали облаву, Любу показательно казнили, мужчин просто расстреляли, Александру со старшими дочерями отправили под Псков, держали в застенках, пытали в Гестапо - всю последующую жизнь она прожила с выкрученными пальцами рук. Дочерей Зину и Веру, находившихся в соседней камере, из тюрьмы увели и также казнили.

После войны землячка Платоновых, впоследствии уважаемый почтенный человек, в военные же годы просто бегавшая в отряд на любовные встречи к партизану Лозину, попросила "для музея" все документы, фотографии семьи Платоновых. Попросила, забрала, и, по-видимому, уничтожила. Напрасно Александра Захаровна то на попутках, а иногда и пешком проходила несколько раз до областного центра путь в добрую сотню километров с просьбой вернуть хотя бы фотографии дочерей (забраны были все до единой, "для копирования"). Так оно всё и закончилось.

Хотя нет - к званию "Народный учитель СССР" добавилось "подложное геройство" - рассказы о том, как девушка из деревни Гнильск совершала все те опасные переходы в отряд со сведениями о немцах, что на самом деле были совершены казнённой в восемнадцатилетнем возрасте Любой Платоновой.

Подробнее история описана в рассказе "Платоновы" на литсайте Фабула, приглашаю вас к чтению.

Всё это я написал не ради изобличения давно ушедшего в мир иной человека, но ради правды и памяти. Жаль, что не могу добавить к статье уничтоженные "вляпавшимся во власть" человеком фотографии моих близких родственников - никем не прославленных героев той войны, отдавших жизни за освобождение нашей Родины.

А по теме статьи добавлю ещё, что к "подложному геройству" военных лет добавилось подложное возвеличивание "трудовыми подвигами". Коллега той самой женщины-Народного учителя горько сетовала: Лозина ездит по конференциям, "делится опытом", а воспитывать и обучать школьников всё это время приходится нам...

Вот так, друзья мои, можно "вляпаться во власть", не будучи облечённым властью. Надеюсь, все мы извлечём из этого примера урок человеческого достоинства и не-достоинства.

Благодарю вас за прочтение!