Из раздела #доманескучно и #каксмотретькино
«9 дней одного года». Жизнь ученых, оттепель и приемы мастеров.
Фильмы на изоляции можно было изучать медленно. Узнавать историю создания. Останавливаться на лучших кадрах, чтобы оценить идеи режиссера, художника и оператора. И еще послушать обсуждения разного рода научных специалистов.
Среди фильмов, связанных с наукой, был и «Девять дней одного года» (Мосфильм) Михаила Ромма - один из лучших фильмов СССР в 1962. Кроме того, что над фильмом хорошо поработал научный консультант, был и ряд других новшеств: нелинейный сюжет, нестандартное звуковое сопровождение, необычные декорации.
Динамичные приемы в съемке Ромму давно были известны, но он взял в команду молодого художника Георгия Колканова (1-й фильм, 30 лет) и молодого оператора Германа Лаврова (3-й фильм, 33 года).
Ромм специально взял молодых людей, чтобы создавать среду молодых ученых. И им это неплохо удалось. И судя по наградам фильма. И учитывая то, что они успели сделать за 6 месяцев.
В кадре с обсуждением стенгазеты (как и в других) создатели фильма могли себе позволить любое освещение и оправдать любые его решения. Научный институт все-таки. Чередование светлого от неживого к живому и будущему. Ничего по центру, движение к свету. Эмоции героев в суровой минималистичной среде - особенно живые. Всегда интересно проверить - что бы было со смыслом если поменять героев одеждой или местами. Тогда становится ясно насколько все в кадре не случайно.
Из особенного удовольствия — часто присутствует вполне себе фантазийный свет, с помощью которого строится увлекательная геометрия композиции. Конечно, в черно-белом кино это максимально очевидно.
Любопытны — смена ракурсов, разнообразие точек зрения. Ритмы радующего наполнения кадра. Очень помогают быть в фильме.
Мешают — закадровые тексты и глупости внутреннего диалога героини. Скорее всего, ей было очень сложно это играть. Тем более, она - "не женское существо, а физик".
Особенно приятны в фильме — юмор ученых и созданная атмосфера творчества. Физики шутят - это прекрасно. Удивила и порадовала концовка (я ее не знала). Хотя при монтировании фильма удалили часть тяжелых сцен. (Вот, кстати, кино - это монтаж. И операторам надо изучать работу художников монтажа).
Что ж. И на использование более безопасной (чем ядерная распада урана) термоядерной энергии надежда есть. Как только придумают как ее производить и поддерживать производство энергетически-экономически целесообразным способом. Некоторые ученые предполагают - к 22 веку.
Вот если у художника и оператора это — начало пути, то стоит поучиться тому, как надо начинать. Ну а пока есть время, можно попробовать сделать фотографии и видео-зарисовки по данным схемам. С подручными материалами. т если у художника и оператора это — начало пути, то стоит поучиться тому, как надо начинать. Ну а пока есть время, можно попробовать сделать фотографии и видео-зарисовки по данным схемам. С подручными материалами.
Спасибо за время, любопытство и комментарии.
Ваша N