Найти тему
Дао Фотографии

9 дней одного года. Про учёных и художников. Обзор. Идеи и подсказки для операторов и фотографов.

Извините, как рабочие иллюстрации использованы кадры из фильма с телевизора. Для примеров построения композиции. Полноценно художественную ценность кадров в фильме данные фотографии не отражают. Но объясняют многое.
Извините, как рабочие иллюстрации использованы кадры из фильма с телевизора. Для примеров построения композиции. Полноценно художественную ценность кадров в фильме данные фотографии не отражают. Но объясняют многое.

Из раздела #доманескучно и #каксмотретькино

"Диагональная" тревога в научном институте.
"Диагональная" тревога в научном институте.

«9 дней одного года». Жизнь ученых, оттепель и приемы мастеров.

Двери в момент тревоги показаны сверху, снизу, сбоку, по диагонали. Смотрела версию с английскими субтитрами - как бы еще и английский.
Двери в момент тревоги показаны сверху, снизу, сбоку, по диагонали. Смотрела версию с английскими субтитрами - как бы еще и английский.
Ритмы очень конкретных полос, квадратов, диагоналей идут через весь фильм. Это делало фильм необычным, современным или даже фильмом про будущее... В то же время задает настроение кадра.
Ритмы очень конкретных полос, квадратов, диагоналей идут через весь фильм. Это делало фильм необычным, современным или даже фильмом про будущее... В то же время задает настроение кадра.
Тревога. Один из двух портретов по-диагонали. Обычно, фильмы делают так, чтобы не нарушать нае представление о линии горизонта. До сих пор. Но если честно, никто не обязан всегда смотреть прямо. Ну и как прием драматического момента в фильме почти про будущее - вполне оказывается оправданным.
Тревога. Один из двух портретов по-диагонали. Обычно, фильмы делают так, чтобы не нарушать нае представление о линии горизонта. До сих пор. Но если честно, никто не обязан всегда смотреть прямо. Ну и как прием драматического момента в фильме почти про будущее - вполне оказывается оправданным.

Фильмы на изоляции можно было изучать медленно. Узнавать историю создания. Останавливаться на лучших кадрах, чтобы оценить идеи режиссера, художника и оператора. И еще послушать обсуждения разного рода научных специалистов.

Тревога в научно-исследовательском институте
Тревога в научно-исследовательском институте
Один из первых кадров фильма (еще до тревоги). Первые  люди в фильме - влюбленные герои-физики второго плана.
Один из первых кадров фильма (еще до тревоги). Первые люди в фильме - влюбленные герои-физики второго плана.

Среди фильмов, связанных с наукой, был и «Девять дней одного года» (Мосфильм) Михаила Ромма - один из лучших фильмов СССР в 1962. Кроме того, что над фильмом хорошо поработал научный консультант, был и ряд других новшеств: нелинейный сюжет, нестандартное звуковое сопровождение, необычные декорации.

К плюсам фильма - прекрасные актеры. В том числе комедийные в драматических образах. В роли профессора физика-реакторщика Синцова - Николай Плотников.
К плюсам фильма - прекрасные актеры. В том числе комедийные в драматических образах. В роли профессора физика-реакторщика Синцова - Николай Плотников.
Два принципиальных спорщика по фильму второго плана - Евгений Евстигнеев и Михаил Казаков. Гениальная зарисовка о войне, науке и о "серьезном" (5 рублей до зарплаты). Фокус от Евстигнеева я пересматривала 2 раза.
Два принципиальных спорщика по фильму второго плана - Евгений Евстигнеев и Михаил Казаков. Гениальная зарисовка о войне, науке и о "серьезном" (5 рублей до зарплаты). Фокус от Евстигнеева я пересматривала 2 раза.
-10

Динамичные приемы в съемке Ромму давно были известны, но он взял в команду молодого художника Георгия Колканова (1-й фильм, 30 лет) и молодого оператора Германа Лаврова (3-й фильм, 33 года).

Один из гениальных кадров по композиции.
Один из гениальных кадров по композиции.
Актерский состав, конечно, прекрасный. На вторых ролях настоящие и будущие великие. В данной сцене со спором о том, надо ли нам в другую галактику, не так уж понятно, что Лев Дуров играет офицера КГБ. Но его фразы «Не надо эффектов...» и «Не надо хватать суть… особенно, выпивши!..» подсказывают...
Актерский состав, конечно, прекрасный. На вторых ролях настоящие и будущие великие. В данной сцене со спором о том, надо ли нам в другую галактику, не так уж понятно, что Лев Дуров играет офицера КГБ. Но его фразы «Не надо эффектов...» и «Не надо хватать суть… особенно, выпивши!..» подсказывают...
Портрет молодого ученого второго плана. Игорь Ясулович необыкновенно симпатичен в этом фильме. Как и многие, если честно.
Портрет молодого ученого второго плана. Игорь Ясулович необыкновенно симпатичен в этом фильме. Как и многие, если честно.

Ромм специально взял молодых людей, чтобы создавать среду молодых ученых. И им это неплохо удалось. И судя по наградам фильма. И учитывая то, что они успели сделать за 6 месяцев.

Свадьба. Выкрутасы с отражениями на потолке.
Свадьба. Выкрутасы с отражениями на потолке.
Прорыв в вопросе термоядерной энергии... Которую будут использовать, скорее всего, только в 22 веке...
Прорыв в вопросе термоядерной энергии... Которую будут использовать, скорее всего, только в 22 веке...
В кадре критика организации агитации. Объясняется периодом оттепели. Алексей Баталов и Иннокентий Смоктуновский обсуждают призыв "открыть новую частицу до конца квартала".
В кадре критика организации агитации. Объясняется периодом оттепели. Алексей Баталов и Иннокентий Смоктуновский обсуждают призыв "открыть новую частицу до конца квартала".

В кадре с обсуждением стенгазеты (как и в других) создатели фильма могли себе позволить любое освещение и оправдать любые его решения. Научный институт все-таки. Чередование светлого от неживого к живому и будущему. Ничего по центру, движение к свету. Эмоции героев в суровой минималистичной среде - особенно живые. Всегда интересно проверить - что бы было со смыслом если поменять героев одеждой или местами. Тогда становится ясно насколько все в кадре не случайно.

-17

Из особенного удовольствия — часто присутствует вполне себе фантазийный свет, с помощью которого строится увлекательная геометрия композиции. Конечно, в черно-белом кино это максимально очевидно.

Через трудности к мечте. Опять роль декораций в настроении и наполнении кадра.
Через трудности к мечте. Опять роль декораций в настроении и наполнении кадра.
Это очень современные композиции. За такие и нынче дают премии.
Это очень современные композиции. За такие и нынче дают премии.
Больной маленький ученый идет к большой мечте.
Больной маленький ученый идет к большой мечте.

Любопытны — смена ракурсов, разнообразие точек зрения. Ритмы радующего наполнения кадра. Очень помогают быть в фильме.

-21
-22
-23

Мешают — закадровые тексты и глупости внутреннего диалога героини. Скорее всего, ей было очень сложно это играть. Тем более, она - "не женское существо, а физик".

Снова несколько источников света, традиционным освещением квартиры не объясняющиеся. Этими приемами пользовались и великие современники - итальянцы.
Снова несколько источников света, традиционным освещением квартиры не объясняющиеся. Этими приемами пользовались и великие современники - итальянцы.
Ожидание, напряжение маленькой темной фигуры на жестких линиях светлого. Даже диван, который вроде заодно с ней по тону, слишком большой и жесткий.
Ожидание, напряжение маленькой темной фигуры на жестких линиях светлого. Даже диван, который вроде заодно с ней по тону, слишком большой и жесткий.

Особенно приятны в фильме — юмор ученых и созданная атмосфера творчества. Физики шутят - это прекрасно. Удивила и порадовала концовка (я ее не знала). Хотя при монтировании фильма удалили часть тяжелых сцен. (Вот, кстати, кино - это монтаж. И операторам надо изучать работу художников монтажа).

Про советских ученых, как я себе их и представляла.
Про советских ученых, как я себе их и представляла.

Что ж. И на использование более безопасной (чем ядерная распада урана) термоядерной энергии надежда есть. Как только придумают как ее производить и поддерживать производство энергетически-экономически целесообразным способом. Некоторые ученые предполагают - к 22 веку.

Вот если у художника и оператора это — начало пути, то стоит поучиться тому, как надо начинать. Ну а пока есть время, можно попробовать сделать фотографии и видео-зарисовки по данным схемам. С подручными материалами. т если у художника и оператора это — начало пути, то стоит поучиться тому, как надо начинать. Ну а пока есть время, можно попробовать сделать фотографии и видео-зарисовки по данным схемам. С подручными материалами.

Спасибо за время, любопытство и комментарии.

Ваша N