189 подписчиков

Выпустить подкрылки

213 прочитали

 Соратники и попутчики оказывают услугу русскому писателю К. А. Крылову по тексту басни русского писателя И. А.

Соратники и попутчики оказывают услугу русскому писателю К. А. Крылову по тексту басни русского писателя И. А. Крылова

… На то, чтобы объявить первым поэтом земли русской Ивана Андреевича Крылова, было множество причин.   

Во-первых, первый поэт не значит «лучший поэт».   

... Выборы такие давно включены в европейскую традицию, они носят шуточный отчасти характер (с чего бы первого поэта выбирать поэтам, это ведь дело читателей, вот вам и карнавал, и праздник непослушания, «день правления учеников в школе»), отчасти очень серьезный (цех это второй, после сословия, Атлант, несущий на себе средневековое общество) и легко укладываются в парадигму европейского мышления. Еще в Средние века при дворах состязались поэты и трубадуры - зачастую они и владели этими дворами, один прадедушка Европы, Гийом Аквитанский, чего стоит - в надежде получить звание Первого. Мы сейчас воспринимаем слово «король» не совсем правильно. Но определение короля как «первого среди равных» не пустой звук. До эпохи абсолютизма, наступившей довольно поздно, - а вообще и после нее, вспомним ужасную судьбу несчастных Луи XVI и Николая Второго— король был фигурой компромисса. Именно поэтому в короли назначали, зачастую против их воли, владельцев каких-нибудь небольших ленов, расположенных посреди крупных игроков — во Франции эта судьбы выпала хозяевам крохотного Иль де Франс, зажатого между гигантскими Аквитанией, Окситанией, и Бургундией — которые бы играли роль посредников. Корона была той самой соломинкой, что ломала бы спину верблюда, достанься она могущественному феодалу, поэтому её, корону, предпочитали дать слабому. Именно в этом смысле абсолютизм абсолютно противоестественен. Ведь это, в каком-то смысле, бунт менеджера против хозяев предприятия. Крылов, избранный поэтом главным единодушным тостом в его адрес — так королей в раннем Средневековье и выбирали:) - и был такой фигурой компромисса. Всеми любимый, всеми признанный человек умеренного таланта.   

... Европейского баснописца Крылова посадили на трон европейцы, и посадили, как в Европе положено, соблюдая баланс и равновесие. Главные принципы европейского сознания со времен Средних веков, баланс и равновесие позволяют миру быть в статичной его форме — при постоянном изменении мира — сколь долго, сколь угодно. Например, вечность. Именно поэтому мир на средневековых миниатюрах изображали покрытым хрустальным куполом, застывшим (пусть и в движении). Хочешь жить вечно, соблюдай баланс. Как только русское общество утратило способность это делать, оно потеряло равновесие, кувыркнулось, и сломало себе шею. Но перед этим оно еще сто лет пожило и погуляло. Причем И. А. Крылова оно избрало — речь и о читателях, у которых наш баснописец пользовался бешеной популярностью — не только как фигуру компромисса, и тут мы переходим ко второй очень важной причине тоста, поднятого 200 лет назад в лавке Смирдина.    

Дело в том, что Крылов и правда был первым поэтом России. С ударением на слова "первым" и "России"...

... Тост, поднятый за Крылова не случаен и не продиктован завистью коллег к Пушкину (хотя Пушкину они, конечно, завидовали). Для чего нужны люди, подобные Марии Французской и Ивану Крылову? Задач у них множество, но главная из них состоит в том, что Крыловы Французские дают нации не только шаблоны литературы, но и образцы поведения. Это «ликбез» для неграмотных слоев населения, которых Крылов Французский вытаскивает из недр невежества, и которые, прекрасно понимая, что для них делают, за это отвечают благодарностью (вспомним всенародную любовь к Ивану Андреевичу). Басни Крылова это курс искусства жить среди людей, лекции по социабельности в картинках.

... Средневековая поэзия плохо написана вплоть до Вийона. Я это говорю с тяжелым сердцем, потому что люблю Средние века именно за тонкий баланс, экилибр - в обществе, природе, семье — считаю феодализм самым лучшим и справедливым устройством общества. Но факты есть факты, и средневековая поэзия - голиарды, ваганты, менестрели и даже мои любимые трубадуры — в сравнении с языком 19 века и позже это телега в сравнении с новым автомобилем.  В особенности это касается героических песен, «шансон дё жест». Это обычные боевые песни речёвки, в которых раз за разом уничтожают полчища врагов. Океан проклятых «ниггеров», "чурок", нелюдей (москалей!) скачет на положительного героя, а тот их всех убивает. И так на протяжении десятков страниц. Да, в этом смысле резко отличается «Слово о Полку Игореве», но его ведь написа... литературно обработали позже всех остальных средневековых эпосов. В них — я говорю об аутентичных, ранних версиях, настоящих Стоун-Хенджах - нет правдоподобия, художественной убедительности, грубо говоря, таланта. Это все эпические произведения акына Джамбула Джамбаева про «Орла Сталина». В роли Сталина выступает товарищ Карл Великий, он же Шарлемань, ну, или любой другой вождь. Прочитайте любую старую версию «Роланда» и вы поразитесь, какая это чудовищная графомания.   

Чтобы понятнее было, что и когда «литературно обрабатывалось», я приведу небольшой пример, песнь «Ансеис Картахенский»...

... Моего читателя может смутить, что я много пишу о Европе. Но Россия - в начале её -это и есть Европа. Настольная книга Пушкина была не «Интернациональные браки», как талдычит нам совковая пропаганда, а «Опыты» Монтеня, французского пересказчика античной литературы. Разница лишь во временном сдвиге, который объясняется просто. Россия XVIII века это Европа века XI.  Рождение. Иван Крылов выполнял функцию Марии Французской — Марии Французки:) -  адаптировал античную классику. И как же нам повезло, что мы молодая в исторической перспективе нация и можем, благодаря этому, не только видеть, как всё это происходило у нас, но и - элементарно сравнивая - понимать, как появилась на свет Европа.   

Кстати, как она появилась? .. 

Читать "Записки помощника библиотекаря В. В. Лорченкова о помощнике библиотекаря И. А. Крылове с примечаниями о Марии Французской и писателе К. А. Крылове"