Пока Премьер с Президентом обсуждают фантазии на тему общенационального плана по восстановлению экономики, поговорим про суровую реальность. Когда в экономике не работают денежные отношения, включается система бартера. Мы уже проходили её в тревожные 90-е годы, когда суровые парни встречались на пустыре и предлагали другой стороне показать товар, который они будут менять на свинец. Между тем, если отбросить шутки в сторону, то передача товара в обмен на другой, а также сделки с встречным выполнением работ или оказанием услуг — хорошая альтернатива в ситуации, когда не хватает денежных средств для расчетов.
Заметьте, что до сего момента у нас отсутствует полноценный маркетплейс бартерных операций и первый, кто займётся этим всерьёз, рискует обогнать популярные ныне товарно-денежные площадки. Население стремительно нищает и реальных денег на руках у людей становится всё меньше и меньше. Да и кому они нужны сегодня эти презренные и ничем не обеспеченные бумажки. Именно поэтому, как я и предсказывал в самом начале этого кризиса, бешенный темп роста приобрело золото, а также криминальный в свободном обороте уран.
Мы же с вами поговорим, как правильно и, самое главное, легально пользоваться отличным бартерным инструментом. В том числе и для минимизации налоговых платежей.
Передача товара в обмен на другой регулируется нормами ГК о мене. При встречном исполнении обязательств заключается смешанный договор, который имеет сложную конструкцию и элементы которого можно подсмотреть в ст. 567, п. 3 ст. 421 ГК, а также в п. 1 информационного письма Президиума ВАС от 24.09.2002 № 69.
Сразу же скажу, что бартерные операции могут привлечь внимание налоговиков, но здесь, как и с договорами комиссии нужно просто «правильно уметь их готовить» и подавать налоговикам под хорошим соусом.
Если договоры не устанавливают иное, то цена обмениваемых товаров, работ или услуг по договору бартера предполагается равной. Однако, стороны могут завысить или занизить стоимость товаров, работ, услуг по договору. Причины могут быть разными. Например, в сделках между взаимозависимыми лицами занижение стоимости одной из сторон может быть элементом скрытого рефинансирования и перераспределения финансовых ресурсов.
Еще одна «ценовая» ошибка — путаница с включением или не включением НДС в сравниваемую цену. Путаница также возникает, если цену по договору устанавливают на основании данных о рыночной цене. Налогоплательщики полагают, что если цена указана, то проверить ее не могут, и ошибаются. Другая причина доначислений — ошибки при определении даты возникновения доходов и расходов или момента возникновения налоговой базы по НДС. Компании забывают о правилах, путаются в них или пытаются оптимизировать налоги с помощью условий договора.
Внимание налоговиков привлекут нетипичные условия сделок, любые исправления в договорах или первичных документах. Они будут настаивать, что причина таких манипуляций — искусственное занижение налоговой базы. Особенное подозрение вызовет результат таких нетипичных сделок, когда контрагенты взаимозависимы. Существует вероятность, что они сравнят цену при бартере с ценой реализации тех же товаров, работ или услуг по другим договорам.
По бартерным и товарообменным операциям каждая из сторон исчисляет налоговую базу по НДС исходя из стоимости реализованных товаров, работ или услуг с учетом акцизов и без учета НДС. При этом рыночную цену определяют в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 НК (п. 2 ст. 154 НК). Цена, которую применили стороны по сделке, признается рыночной, если не доказала ФНС или не признал сам продавец (п. 3 ст. 105.3 НК). Но при этом в названии статьи 105.3 НК есть указание на то, что ее применяют при налогообложении сделок взаимозависимых лиц.
Указание на взаимозависимость есть и в названии главы 14.3 НК. А в отношении не взаимозависимых сторон в НК прямо прописано, что цены в их сделках, а также доходы, которые они получили, признаются рыночными (абз. 3 п. 1 ст. 105.3 НК). Минфин еще в 2012 году пояснил, что при наличии оснований территориальные налоговые инспекции вправе проверять цены в некоторых неконтролируемых сделках. В число таких сделок попали товарообменные операции и бартер. Они названы в пункте 2 статьи 154, пунктах 4 и 6 статьи 274 НК, ссылающихся на статью 105.3 НК.
Минфин также уточнил, что при проверке контролеры вправе использовать методы из главы 14.3 НК (письмо от 18.10.2012 № 03-01-18/8–145). Позднее финансовое ведомство поддержал Президиум ВС (п. 2 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с применением положений раздела v. 1 и статьи 269 НК, утв. 16.02.2017).
Если Вас заинтересует эта тема, то в следующих постах расскажу как правильно уходить от НДС с помощью этого прекрасного механизма.
Подписывайтесь на мой канал, Вас ждёт много интересного.