Найти в Дзене
супер8

«Другая сторона ветра» Орсона Уэллса: посмертный автопортрет мастера. Часть I

Оглавление

История последней киноленты великого режиссёра, которая больше 40 лет оставалась нетронутой.

Джон Хьюстон, Орсон Уэллс и Питер Богданович на съёмках «Другой стороны ветра»
Джон Хьюстон, Орсон Уэллс и Питер Богданович на съёмках «Другой стороны ветра»

Орсон Уэллс известен не только как постановщик легендарного «Гражданина Кейна», но и как главный инноватор американского кинематографа, чьи картины редко добирались до зрителя в исходном виде.

Так, к примеру, 40 минут «Великолепных Эмберсонов» были навсегда утрачены после вмешательства RKO Radio Pictures в финальный монтаж. «Леди из Шанхая» потеряла 60 минут хронометража из-за контроля со стороны Columbia Pictures и провалилась в прокате, подтолкнув американских кинопродюсеров внести Уэллса в «чёрный список» Голливуда.

«Печати зла» повезло чуть больше — в 1998 году (спустя 40 лет после релиза) её удалось восстановить наиболее близко к авторскому замыслу с помощью 58-страничной записки Уэллса, где постановщик пояснял, каким он видел фильм изначально. Но, пожалуй, самая удивительная история связана с последним фильмом режиссёра «Другая сторона ветра», который почти 50 лет находился в производстве.

Руслан Жигалов, автор Telegram-каналов «Кинокляча» и RJ, подробно рассказывает, с чего началась и чем закончилась судьба magnum opus Орсона Уэллса.

Это первая часть нашего материала. Вторая доступна вот здесь.

Герой хемингуэевского типа

«Какой-то проклятый п*дарас-театрал будет учить меня, как писать!» — зарычал 37-летний Эрнест Хемингуэй, когда услышал, как 22-летний Орсон Уэллс правит написанный им текст. Это случилось в мае 1937 года.

Эрнест Хемингуэй с пулемётом Томпсона на своей яхте «Пилар». Фото: JFK-EHEMC/wikimedia.org
Эрнест Хемингуэй с пулемётом Томпсона на своей яхте «Пилар». Фото: JFK-EHEMC/wikimedia.org

Уэллс, который в то время руководил театром «Меркурий» на Бродвее, должен был записать голос рассказчика для пропагандистской документальной ленты «Испанская земля» (1937). Фильм основывался на заметках Эрнеста Хемингуэя о Гражданской войне в Испании, в которых автор отчётливо занимал сторону республиканских сил, драматизируя эффект фашистского восстания.

«Прибыв на студию звукозаписи, я столкнулся с Хемингуэем, который приканчивал бутылку виски. Мне вручили текст, который был слишком длинным, слишком скучным и не имел ничего общего с его стилем, лаконичным и экономным. Там было много напыщенных и усложнённых строк», — рассказывал Уэллс о встрече с писателем.

Хемингуэй не стал терпеть критику в свой адрес и после короткой словесной перепалки схватил стул из зрительного зала и пошёл на Уэллса. Тот, в свою очередь, «вооружился» найденной рядом табуреткой.

«Это было что-то изумительное, — вспоминал Уэллс. — Две огромные фигуры дерутся стульями и по большей части промахиваются на фоне фильма, где люди сражаются и умирают. Зажёгся свет. Мы уставились друг на друга, расхохотались, вскрыли бутылку виски и стали друзьями».

Орсон Уэллс не раз признавался, что типаж главного героя «Другой стороны ветра» был вдохновлён Хемингуэем. Образ брутального стареющего мачо возник у Уэллса именно после работы над «Испанской землёй», однако получил развитие лишь в июле 1961 году, после самоубийства писателя. Даже имя героя Джейк взято из романа Хемингуэя «И восходит солнце», а дата, когда происходит действие фильма 2 июля, напрямую отсылает ко дню смерти Хемингуэя.

Джон Хьюстон в роли Джейка Ханнафорда. Кадр из фильма «Другая сторона ветра»
Джон Хьюстон в роли Джейка Ханнафорда. Кадр из фильма «Другая сторона ветра»

В последние годы своей жизни Хемингуэй страдал от глубокой депрессии и мании преследования. Ему всюду мерещились агенты ФБР, что, впрочем, было недалеко от истины: за писателем действительно следили. Слежке подвергался и сам Уэллс за свои открытые симпатии к коммунистам.

«Орсон Уэллс, чьи связи с коммунистическими кругами хорошо известны и чьи патриотические настроения приближаются к нулю, замышляет операцию в Бразилии. Известно, что он поддерживает русских, но при этом парадоксальным образом симпатизирует всем людям типа Гитлера, способным свергнуть действующие правительства», — гласил один из отчетов ФБР на режиссёра.

Этот факт из биографии Уэллс намеревался включить в свой новый фильм, что ещё сильнее сблизило бы главного героя с образами Хемингуэя и самого Орсона. Но режиссёр рассудил, что после «Печати зла» подобный ход может быть истолкован как самоповтор, и отказался от задумки.

Священные звери

В первом черновике сценария «стареющим мачо» стал писатель, страстный фанат коррид, влюбленный в молодого торреадора. Спустя пять лет писатель превратился в режиссёра, а сам фильм получил название «Священные звери».

Питер Богданович и Джон Хьюстон. Кадр из фильма «Другая сторона ветра»
Питер Богданович и Джон Хьюстон. Кадр из фильма «Другая сторона ветра»

В 1966 году, после выхода «Полуночных колоколов», Уэллс организовал благотворительный банкет, чтобы собрать средства для нового проекта.

«Священные звери» это история о псевдо-Хемингуэе, режиссёре. Он жесток, и каждый его фильм стоил жизни трём-четырём статистам, но он полон очарования. Он одержим молодым тореадором, ездит за ним, переживает за него. Этот молодой человек стал мечтой режиссёра о самом себе. В итоге его отвергли все старые друзья. Режиссёр оказался своего рода вуайеристом, живущим за счёт опасности, что грозит другим людям», — говорил Уэллс на банкете.

Никто из присутствовавших так и не решился стать спонсором Уэллса. Однако режиссёр продолжил переписывать сценарий, усложняя нарратив и внедряя новые элементы. По собственным признаниям, он четырежды полностью переписывал сценарий за десять лет с момента смерти Хемингуэя.

Так, после новостей о начале производства «Забриски Пойнт» Антониони, Уэллс решился в очередной раз изменить сценарий, используя приём мизанабима — введение еще одной истории внутрь основной. Подобный приём использовали, к примеру, Алан Мур при создании «Хранителей» (Легенда о Чёрной шхуне) и «V — значит Vендетта» (история узницы концлагеря Валери) и Алехандро Иньярриту в «Бёрдмене» (спектакль, котором задействованы герои).

Уэллс ввёл в сценарий «фильма внутри фильма», который бы снимал на закате жизни протагонист основной киноленты. Этот «внутренний» фильм почти не имел сюжета, герои в нём по большей части молчали и предавались любви в пустыне, в машине, в городе, а сам он впоследствии снимался на той же местности, где Антониони взрывал дом в финале «Забриски».

«Думаю, если бы я был писателем из XIX века, я бы написал трёхтомный роман. Я знаю всё, что случилось с моим героем: его семью, откуда он родом; и больше, чем я когда-либо мог уместить в один фильм. Я люблю его и ненавижу», рассказывал Уэллс.

Лишь в 1970 году, когда Уэллс вернулся в Америку после добровольного 13-летнего изгнания, он начал активную подготовку к съёмкам, опираясь на собственные средства, заработанные в бесчисленных камео и ролях второго плана в Европе. «Священные звери» должны были стать его ответом «заклятому врагу» — Голливуду — и доказательством того, что фильмы Уэллса могут быть как художественно, так и финансово успешными.

«Я собираюсь снять историю с нескольких точек зрения. Вы услышите разговоры, записанные в виде интервью, и увидите совершенно другие сцены, идущие в то же время. О нём пишут книги, снимают документальные фильмы, фотографируют его… Вокруг моего режиссёра постоянно кто-то есть. Мой фильм будет сделан именно из такого материала», говорил Уэллс.

Человек из ниоткуда

В июле 1970 года неизвестный 32-летний оператор Гэри Грэйвер остановился выпить кофе в знаменитой «Аптеке Шваба» на бульваре Сансет, где Чарли Чаплин любил играть в пинбол, а Ф. Скотт Фитцджеральд перенёс первый сердечный приступ. Там Грэйвер взял почитать свежий выпуск Variety, откуда узнал, что его кумир Орсон Уэллс недавно вернулся из Европы и остановился в The Beverly Hills Hotel.

Ни на что особенно не рассчитывая, Гэри позвонил в отель и оставил сообщение для Уэллса, говоря, что он очень хотел бы поработать вместе с ним. По возвращении в свою квартиру оператор обнаружил, что звонит телефон. Это был Орсон Уэллс: «Приезжайте ко мне в отель. Я должен поговорить с вами прямо сейчас».

Орсон Уэллс и Гэри Грэйвер на съёмочной площадке «Другой стороны ветра»
Орсон Уэллс и Гэри Грэйвер на съёмочной площадке «Другой стороны ветра»

При встрече Уэллс объяснил, что Грэйвер был вторым за всю жизнь оператором, который когда-либо звонил ему с предложением работы. Первым был Грегг Толанд, работавший с Орсоном над «Гражданином Кейном». После долгого ночного разговора Грэйвер убедил Уэллса, что он будет его кинооператором, и тут же получил предложение снять грядущую «Другую сторону ветра» — именно так теперь назывался новый проект великого режиссёра.

«Грэйвер был скромным талантом, великим человеком, которого необъяснимым образом вырвали из ниоткуда... Грэйвер был преданным, верным, любезным, самоотверженным», — писал публицист Дэвид Томсон в своей работе, посвящённой творчеству Уэллса.

Экспериментальный нарратив фильма и нестандартная жанровая принадлежность — «Другая сторона ветра» была первым в своём роде мокьюментари — потребовали экспериментальной же техники съёмки. Уэллс и Грэйвер приняли решение снимать фильм на несколько видов плёнки: 35-мм, 16-мм и 8-мм как в цвете, так и в чёрно-белой гамме.

Следующие пять лет Гэри Грэйвер снимал «Другую сторону ветра», не получая практически никакого гонорара. Впрочем, именно тот факт, что Грэйвер не требовал денег за свою работу, привлекал в нём Уэллса.

Гэри Грэйвер, Ойя Кодар и Орсон Уэллс в Аризоне на съёмках «Другой стороны ветра»
Гэри Грэйвер, Ойя Кодар и Орсон Уэллс в Аризоне на съёмках «Другой стороны ветра»

По словам режиссёра-документалиста Андрея Загданского, Грэйвер «рабски любил Орсона; и это была та самая дружба, которую Орсон требовал от своих друзей». Чтобы хоть как-то оплатить работу своего товарища, Орсон в 1975 году подарил ему статуэтку своего единственного «Оскара» за сценарий «Гражданина Кейна».

Не получая денег от Уэллса, Грэйвер жил «двойной» жизнью. В перерывах между съёмками «Другой стороны ветра» он зарабатывал, снимая порнографические фильмы под псевдонимом Роберт МакКаллум, и даже получил за один из них (Unthinkable) приз Adult Video News в 1985 году.

Другая сторона ветра

В августе 1970-го в Лос-Анджелесе стартовали съёмки «Другой стороны ветра», точнее её внутренней части того самого безмолвного, откровенно эротического «фильма внутри фильма», созданного выдуманным 70-летним режиссёром Джейком Ханнафордом.

«Уэллс то ли издевается над «Забриски Пойнт» Антониони, то ли подражает ему, то ли это оммаж, то ли это протест, но Антониони там присутствует точно», комментировал этот «внутренний фильм» журналист Александр Генис.

В отличие от основного фильма, которому присущ хаотичный монтаж, постоянное переключение между форматами экрана, переход от цветного изображения к чёрно-белому и от неподвижной фотографии к беспорядочно движущемуся видеоряду, «внутренний» фильм снимался в совершенно другом стиле. По словам самого Уэллса, этот очень неспешный «фильм о контркультуре снят в сюрреалистичной, сказочной манере, которую я придумал специально для моего героя».

Ойя Кодар в роли безымянной актрисы. Кадр из фильма «Другая сторона ветра»
Ойя Кодар в роли безымянной актрисы. Кадр из фильма «Другая сторона ветра»

Некоторые сцены для «внутреннего» фильма снимались на открытых площадках Metro Goldwyn Mayer без их ведома. Уэллс тайно пробрался на территорию студии в затемнённом фургоне, в то время как остальная часть съёмочной группы изображала новичков-актёров и студентов киношкол якобы во время экскурсии. Команда не была уверена, что ещё когда-нибудь сможет вернуться сюда, поэтому нелегально осталась в стенах студии на весь уик-энд, снимая два дня подряд почти без сна.

«Другая сторона ветра» началась как рассказ об искусстве, имитирующем жизнь, а превратилась в жизнь, имитирующую искусство. На съёмочной площадке иногда было трудно определить разницу между фильмом и реальной жизнью», — писал Джош Карп в статье для Vanity Fair.

Актёра на роль Ханнафорда к тому моменту ещё не подобрали, поэтому Уэллс сам исполнял его роль — записывал голос и какие-то реплики, сидел в центре толпы, отвечал на вопросы, оставаясь при этом вне кадра. Лишь летом 1973 года режиссёр утвердил на главную роль своего товарища — постановщика Джона Хьюстона («Моби Дик», «Мальтийский сокол»).

Джон Хьюстон в роли Джейка Ханнафорда. Кадр из фильма «Другая сторона ветра»
Джон Хьюстон в роли Джейка Ханнафорда. Кадр из фильма «Другая сторона ветра»

Выдуманный Джейк Ханнафорд, по признанию кинокритиков The Guardian, был во многом схож с фигурой самого Уэллса — оба пытались вернуться в Голливуд с новым детищем, оба испытывали регулярные финансовые и юридические трудности. Даже умерли оба — и герой, и его автор — в 70 лет, хотя едва ли такое можно срежиссировать. Но Орсон всячески отрицал автобиографичность «Другой стороны ветра». Впрочем, на вопрос своей звезды Джона Хьюстона, о чём этот фильм, Уэллс однажды ответил: «Это фильм об ублюдочном режиссёре... Это о нас, Джон, это фильм о нас».

По сценарию Ханнафорд был ветераном Голливуда, успешным режиссёром, который изо всех сил пытается закончить свой последний фильм «Другую сторону ветра» в то время, как Голливуд переживает крах студийной системы кинопроизводства и пытается подстроиться под волну молодых и независимых режиссёров.

Руслан Жигалов, автор Telegram-каналов «Кинокляча» и RJ.

Вторая часть нашего материала — вот здесь.