Нравственный урок сказки - победа добра над злом. Главные вражины в русском фольклоре - Баба-Яга, Змей Горыныч и Кощей Бессмертный. О Бабе-Яге мы уже писали здесь:
Сегодня рассмотрим древнейший интернациональный символ противостояния человеку - загадочного Змея, по батюшке – Горыныча.
В древнеиндийских мифах летающие змеевидные чудовища (асуры) выступали противниками богов, а гигантские человекоподобные змеи (наги) управляли подземным царством, где строили себе дворцы из золота и драгоценных камней. Конечно, кажется очевидным родство змеев с драконами, но многие учёные за это могут и тапками закидать.
Змея всегда ассоциировалась с опасностью и часто выступала в качестве символа смерти, более того, во многих культурах этот образ напрямую связывается с концом света. Согласно преданиям славян, когда наступят последние времена, миру явится скованный до срока Черноморский Змей. И на Востоке, и на Западе верили: когда держащий землю змей начнет себя кусать за хвост (образ, выражающий идею замкнутости времени), земля содрогнётся. Любопытно и мнение Елены Блаватской: змея - символ электричества как всепроникающей природной энергии. Голова и хвост змеи - положительный и отрицательный полюсы космической жизненной цепи. Вам тоже не раз казалось, что конец света и конец электричества – одно и то же?)
Змея воспринималась и как символ мудрости. Гностики уверяли, что змей, уговоривший предков человечества вкусить яблоко с дерева познания, открыл перед ними истинный свет учения и является положительным персонажем (об этом хорошо помнят медики, вспомним символ медицины). Согласно древнейшей традиции еврейской культуры, прародительница Ева - изначально змееподобная богиня, дающая жизнь. Но с утверждением христианства «правильной» стала более поздняя ветхозаветная легенда о грехопадении, в которой обольстивший Еву змей воплощает человеконенавистничество и коварство.
В древности был широко распространен образ героя – змееборца (Егорий Храбрый – святой Георгий, Добрыня, Зигурд-Зигфрид, Персей, Геркулес, Аполлон). Повергающий змея воин на коне изначально является символом победы духовного начала над материальным. Мотив змееборства возник задолго до христианства, более того, известно о безуспешном запрещении культа Георгия церковными властями и его дальнейшем целенаправленном преобразовании в христианский образ. В итоге в символике сюжета о Георгии Победоносце змей уже олицетворял язычество.
Исследователи соглашаются в том, что змей изначально воспринимался как хозяин водяной стихии. Прослеживается связь с уходящим в горы смерчем, отсюда и «отчество» русского змея – Горыныч. Для умилостивления этой природной силы приносились оправданные мифологическим сознанием жертвоприношения. Чаще для этой роли выбирались девушки, убиваемые либо «похищаемые» змеем в качестве наложниц. Сюжет змееборства и освобождения красавицы распространён и в мифах (Персей и Андромеда), и в сказках. Но если в мифах герой – сын бога спасает девицу от жестокого, но по-прежнему священного для большинства жертвоприношения, то в сказках божественный герой – уже обычный смертный, героически пресекающий совершенно обессмысленный со временем ритуал.