Найти тему
Просто комната

Откуда взялись обои?

Стремление украшать стены своего жилья свойственно людям с давних пор. Звериные шкуры, которыми наши далекие предки завешивали стены пещер, можно считать прообразом современных обоев. Так что эволюция этого предмета интерьера насчитывает на одно тысячелетие.

Считается, что обои в более-менее привычном для нас виде, как и многие другие вещи - порох, шелк, фарфор и пр. - впервые появились в Китае. Но это не совсем так. Китай был родиной бумажных обоев, а в начале обои были исключительно из ткани.

-2

  • Китайцы же примерно в 200 году уже нашей эры изобрели рисовую бумагу. Точнее, сначала шелковую. Существует предание о некоем Цай Луне, китайском "промышленнике" и изобретателе, который первым додумался взять старую рыболовную сеть с мелкими ячейками и разместить на ней методом осаживания распушенные шелковые волокна. Этот изобретатель получил даже титул "бумажного князя". Случилось это в 105 году н.э.
  • Считается, что широкое распространение бумажные обои в Европе получили лишь в X-XI столетиях. Любопытно, что до этого времени они были черно-белыми, первые цветные обои появились только к концу XI века.

  • Первое время в Европе копировались китайские сюжеты, но постепенно им на смену приходят и другие: библейские, бытовые, сюжеты на темы охоты, жизни королевского двора, появляются обои с растительным и геометрическим орнаментом. Технологии тоже менялись, обои из грубых и толстых становятся все более тонкими и изящными.

  • Постепенно бумажные обои приобрели заслуженную популярность и известен даже самый первый крупный заказ: его сделал король Людовик XI в 1481 году своему придворному художнику Жану Бурдишону. Тот за 24 ливра расписал 50 бумажных свитков. Обои были сделаны по вкусу Людовика: на голубом фоне красовались ангелы. Любопытно, что Людовик приказал сделать эти свитки не для того, чтобы раз и навсегда приклеить их к стене, нет. Эти свитки были переносными, Людовик XI страдал манией постоянных переездов - он всю свою жизнь перемещался из замка в замок.
-4
  • Обои, сделанные по такой технологии и с привлечением мастеров такого уровня, действительно были бесценными. Их не каждый мог себе позволить. А хотелось! Поэтому стали думать, как удешевить производство. Помог один художник, знаменитый фламандец Ян ван Эйк. В XV веке он здраво рассудил, что гораздо проще будет не ткать нарисованный на картоне рисунок, а рисовать на уже вытканном полотне. Это гениальное решение по праву можно считать началом эры печатных обоев. Такой метод позволял значительно снизить себестоимость обоев, а, значит, без проблем завоевать рынок многих европейских стран. Это и было благополучно сделано, и такой способ просуществовал вплоть до конца XVIII века
Ян Ван Эйк
Ян Ван Эйк

  • В Америку поставлялись не только китайские обои, но и европейские. Особенно эти поставки стали заметны после открытия в 1752 году первой фабрики обоев. Основал фабрику французский мастер Жан-Батист Ревиллон. Этот промышленник нанял ремесленников, имевших большой опыт работы с шелком и гобеленами. Ревиллон решил выпускать самые тонкие и роскошные обои, когда-либо сделанные человеком. Достаточно сказать, что знаменитые ревилоновские небесно-голубые обои с французскими геральдическими лилиями присутствовали в 1783 году на первых воздушных шарах братьями Монгольфьер.
-6

Интерьеры михайловского дворца в Санкт-Петербурге.
Интерьеры михайловского дворца в Санкт-Петербурге.

Вот описание Михайловского дворца: «Соседняя с овальным залом малиновая гостиная получила свое название от малинового цвета с золотыми розетками обоев, наклеенных на холст и покрывающих стены... В симметрии с малиновой гостиной с другой стороны овального зала находилась синяя или голубая гости­ная... стены в ней были обиты холстиною и оклеены бумажными обоями голубого цвета с золотыми цветами».

"Первооткрывателями" бумажных обоев, вероятнее всего, стали китайцы. Именно в Древнем Китае, как считают историки, раньше других начали украшать стены своего жилища разрисованными и раскрашенными листами бумаги. Но сведения об этом малочисленны, бумага – весьма непрочный материал и древние образцы бумажных обоев практически не сохранились. Первыми о способе изготовления бумаги узнали японцы в VI веке. В VIII веке этому научились и в арабских странах. Секрет изготовления стал известен арабам после поражения китайцев в битве при Самарканде. Именно тогда китайские пленные раскрыли тайну создания бумаги. Через некоторое время бумажные листы начали делать по всей Европе, а к XI столетию бумагу научились изготавливать и в России.

Наиболее заметными интерьерами России с применением обоев являются Дворец Графа Шеремтьева в усадьбе Останкино, Усадьба Лермонтовых в Тарханах, Михайловский дворец в Санкт-Петребурге, а так же Елагин Дворец.

Реставрация обоев в интерьерах исторических зданий включает в себя следующие процессы: раскрытие памятника от поздних наслоений, удаление загрязнений разными способами, укрепление, восполнение утрат.

Современное обойное производство — высокотехнологичный процесс. Изменчивая мода, современные материалы, использование компьютерных технологий дали толчок к развитию и совершенствованию техники печати на обоях. Сегодня мы можем говорить о пяти основных. Это оставшаяся в производстве поверхностная печать, флексография, ризогравюра, ротогравюра и цифровая печать.