Найти тему
История всего

"Несколько самых невероятных побегов из ГДР"

Оглавление

50 лет назад, 12 января 1968 года, нелегальный переход границы был официально объявлен в ГДР уголовным преступлением. Но как только ни бежали на Запад восточные немцы!

На фотографии, сделанной спустя 28 лет, когда Берлинская стена доживала свои последние часы как граница между двумя Германиями, молодые восточногерманские военные — ровесники Шумана в день его побега — смотрят на протянутую им жителем Западного Берлина руку с настороженностью. 
Тогда, 9 ноября 1989 года, пограничники, полицейские и солдаты армии ГДР не стали препятствовать стремлению своих сограждан попасть на Запад. Все ответственные за Стену службы работали, соблюдая немецкий порядок и даже проявляя доброжелательность.
На фотографии, сделанной спустя 28 лет, когда Берлинская стена доживала свои последние часы как граница между двумя Германиями, молодые восточногерманские военные — ровесники Шумана в день его побега — смотрят на протянутую им жителем Западного Берлина руку с настороженностью. Тогда, 9 ноября 1989 года, пограничники, полицейские и солдаты армии ГДР не стали препятствовать стремлению своих сограждан попасть на Запад. Все ответственные за Стену службы работали, соблюдая немецкий порядок и даже проявляя доброжелательность.

Сотни тысяч жителей ГДР попали в тюрьму только за то, что пытались бежать из страны, - даже если они лишь строили планы и ничего конкретного предпринять не успели. Почти 250 человек погибли при попытке перебраться на Запад. Но не все попытки бежать заканчивались трагически. Было и много удачных побегов, когда людям удавалось преодолеть Берлинскую стену.

Наш паровоз, вперед лети!

Впрочем, выражение "перебраться через Стену" - не совсем точное. Многие беглецы таранили заграждения (особенно в первые годы их существования, когда еще не везде стояли сомкнутые бетонные блоки двух-трехметровой высоты). Таранили на грузовиках, автобусах, бронетранспортерах, на катках для укладки асфальта...

В декабре 1961 года машинист Гарри Детерлинг (Harry Deterling) протаранил огромные, тяжелые и, казалось бы, намертво закрытые железные ворота на... паровозе.

-2

К паровозу были прицеплены восемь вагонов, пассажиры которых (более двух десятков человек) собрались для массового побега в этот "спецпоезд". После побега гэдээровские власти размонтировали, разобрали рельсы на всех ставших тупиковыми железнодорожных ветках, которые раньше соединяли обе части Берлина.

Ради любви и не только

Ну, а это, пожалуй, мой любимый случай.

Спустя полгода после побега Детерлинга молодой англичанин вывез свою восточногерманскую невесту в Западный Берлин, проскочив на автомобиле-кабриолете под шлагбаумом на КПП. Он специально купил для поездки в Восточный Берлин спортивный кабриолет с очень низкой посадкой, снял заранее тент и ослабил крепления лобового стекла так, что оно держалось, что называется, на честном слове. В Восточном Берлине невеста легла на заднее сиденье машины, молодой человек подъехал ближе к КПП, одним ударом сбил лобовое стекло и что есть силы нажал на педаль газа. Растерявшиеся гэдээровские пограничники даже не успели сорвать с плеч автоматы.

-3

После этого власти ГДР приварили внизу к шлагбаумам поперечные (вертикальные) железные балки, а вскоре вообще перестроили КПП так, что подобный побег через границу стал невозможным.

Уже на третий день существования Стены - 15 августа 1961 года - все западные газеты опубликовали фотографию 19-летнего гэдээровского пограничника Конрада Шумана (Conrad Schumann), который просто перепрыгнул, бросая на ходу автомат, через колючую проволоку на своем участке границы.

На "одном крыле"

Физиком - только в ГДР - был и Герхард Вагнер (Gerhard Wagner). Он специализировался на разработке новых полимерных материалов, из которых изготовляются корпуса и крылья планеров. Вагнеры – сам Герхард, его жена и трое сыновей - решили бежать из ГДР так, как не бежал еще никто: на самолете собственной конструкции. Корпус сделали из фанеры и жести, двигатели сняли с двух подержанных мотоциклов.

Но когда самолет был почти готов, на квартиру Вагнеров нагрянули сотрудники "штази". Как выяснилось уже после объединения Германии, на Вагнеров донес брат его жены, который был осведомителем госбезопасности. Следователи просто глазам своим не поверили, когда увидели самодельный самолет.

-4

Вагнера, его жену и сыновей отправили в тюрьму. А самолетик десять лет простоял в гараже "штази" в Дрездене. Сейчас он является экспонатом Немецкого музея в Мюнхене.

За братом - в Трептов-парк

Герхард Вагнер - не единственный "летчик" среди восточногерманских беглецов. Так, в 1973 году многократный чемпион ГДР по планеризму Удо Эльке (Udo Elke) перелетел через границу прямо во время первенства страны на фанерном безмоторном самолетике.

А в 1979 году две семьи из Тюрингии (четверо взрослых и четверо детей) бежали на Запад на огромном воздушном шаре, который сами сшили из кусков разных тканей. Этот похожий на лоскутное одеяло воздушный шар (естественно, в сдутом виде) хранится сейчас в берлинском Музее Стены. Еще один его экспонат – сверхлегкий бесфюзеляжный самолетик марки Ikarus Fox.

На рассвете 26 мая 1989 года такой крошечный самолетик с красными звездами на хвосте для маскировки приземлился в Восточном Берлине, в Трептов-парке. Им управлял Инго Бетке (Ingo Bethke). Его брат Хольгер (Holger Bethke) кружил над парком в другом "Икарусе", следя за тем, что происходит вокруг. Инго и Хольгер Бетке, которые в начале 1980-х годов сами бежали из ГДР, прилетели, рискуя жизнью, из Западного Берлина, чтобы забрать своего третьего брата - Эгберта.

Им это удалось. Уже втроем братья Бетке перелетели обратно через Стену, посадили свои самолетики прямо на площади перед Рейхстагом и отправились праздновать в один из многочисленных берлинских кабачков.

Смотрите также:

Одни будут пробираться через 1400-километровую зеленую границу, рискуя быть застреленными. Другие - прятаться в автомобильных тайниках, строить самолеты, воздушные шары и даже подводные лодки. 40 тысяч попыток закончатся успехом. Более 870 человек погибнет, из них почти 240 - в Берлине. Мы сегодня расскажем о тех, кто бежал из ГДР под Берлинской стеной.
Одни будут пробираться через 1400-километровую зеленую границу, рискуя быть застреленными. Другие - прятаться в автомобильных тайниках, строить самолеты, воздушные шары и даже подводные лодки. 40 тысяч попыток закончатся успехом. Более 870 человек погибнет, из них почти 240 - в Берлине. Мы сегодня расскажем о тех, кто бежал из ГДР под Берлинской стеной.

Этой теме посвящена одна из десяти экскурсий, которые проводят в германской столице эксперты исторического общества "Берлинские подземелья" (Berliner Unterwelten). Начинается она в бункере на станции метро "Гезундбруннен", где находится первая часть экспозиции, а затем продолжается в подвале одного из домов на улице Бернауэр Штрассе - в месте, где чаще всего пытались рыть туннели.
Этой теме посвящена одна из десяти экскурсий, которые проводят в германской столице эксперты исторического общества "Берлинские подземелья" (Berliner Unterwelten). Начинается она в бункере на станции метро "Гезундбруннен", где находится первая часть экспозиции, а затем продолжается в подвале одного из домов на улице Бернауэр Штрассе - в месте, где чаще всего пытались рыть туннели.

В первые месяцы после начала возведения Берлинской стены сотням людей удалось воспользоваться уже существовавшими подземными лазейками - пока они были открыты. Через канализацию бежало около 850 человек, по туннелям метро ушло около 120 беглецов. Однако уже скоро власти ГДР стали принимать меры. В метро с контактных рельсов убрали защитные кожухи, на шпалы положили такие "сталинские газоны"...
В первые месяцы после начала возведения Берлинской стены сотням людей удалось воспользоваться уже существовавшими подземными лазейками - пока они были открыты. Через канализацию бежало около 850 человек, по туннелям метро ушло около 120 беглецов. Однако уже скоро власти ГДР стали принимать меры. В метро с контактных рельсов убрали защитные кожухи, на шпалы положили такие "сталинские газоны"...