Найти в Дзене

Азербайджан. Национальные музыкальные инструменты

Оглавление

Музыкальные инструменты, являющиеся национальным достоянием нашего народа, отличаются богатством и разнообразием. Большинство из них, созданные еще в древние времена, совершенствуясь, дошли до наших дней. «Скала-бубен», находящаяся вблизи наскальных рисунков Гобустана, возраст которой насчитывает шесть тысячелетий, использовалась нашими предками, как ударный инструмент. В ходе археологических раскопок, проводившихся на всей территории Азербайджана, в том числе на территории древнего азербайджанского края – Карабаха, были обнаружены предметы, на которых есть изображения различных музыкальных инструментов, что свидетельствует об их древней истории. Материально-культурные образцы, произведения классиков нашей поэзии, труды музыковедов средних веков, миниатюры наших художников, настенная роспись, дневниковые записи путешественников, посещавших наши края, музейные коллекции дают основание полагать, что в Азербайджане использовалось около 90 музыкальных инструментов. Азербайджанские народные инструменты по строению, способам звукоизвлечения, материалу изготовления подразделяются на группы.

-2

Струнные инструменты: тар, саз, уд, танбур (плекторные); смычковый инструмент: кеманча; щипковые инструменты: канун, чанг; струнно-ударный инструмент: сантур и др.; духовые инструменты: зурна, тутек, ней, балабан и др.; ударные инструменты: нагара, гоша нагара, гавал, деф; самозвучащие инструменты: шахшах. зынгыров, зянг и др.

Тар, который Узеир Гаджибеков считал «первым из инструментов по частоте использования», «самым ценным и самым важным из инструментов, способных расширить восточное музыкальное образование», кеманча, называемая «самым прекрасным из мелодичных инструментов», саз - «собеседник» ашугов, канон, который Физули сравнивал с «сундуком тайн», и, считавшийся когда-то «шахом» всех инструментов уд, - являются в настоящее время самыми распространенными струнными музыкальными инструментами.

-3

САЗ – это струнный  плекторный музыкальный инструмент. Он составляет неотъемлемую часть ашыгского искусства, продолжившего традиции великого искусства озанов. Вместе с тем, саз является одним из символов тюркского мира, тюркской духовности. Синкретическое творчество ашыгов, сочетающее в себе инструментальное и вокальное исполнительство, искусство художественного слова, танца (пластики) и актёрское мастерство, наряду с искусством мугама, составляют самые древние пласты азербайджанской национальной культуры. Предшественниками сегодняшних ашыгов считаются такие, некогда известные у древних тюркоязычных народов творческие личности, как “шаман”, “гам”, “оюн”, “бахиш”, “яншаг”, “варсаг” и, наконец, “озан”. Вслед за искусством озанов, прошедшим на протяжении сотен и тысяч лет длительный путь эволюции до искусства ашыгов, гопуз проделал сходный путь развития до ашыгского саза.

Эволюция саза, звучащего при помощи медиатора, тесно связана с ашугским искусством. Название этого инструмента часто упоминается в стихах поэтов-классиков и ашугов. Первые сазы имели короткий гриф и две-три струны. Позднее саз, «идущий в ногу» с развитием ашугской музыки, увеличился в размере, прибавив количество струн и ладов.
Теперешний современный азербайджанский саз следует считать самым совершенным потомком гопуза. Свою современную форму он принял уже в эпоху Шаха Исмаила Хатаи.

Искусство азербайджанских ашугов внесено в список нематериального культурного наследия человечества.

-4

Тар всегда был одним ТАР  - один из инструментов азербайджанского народа, с совершенным и блистательным звучанием, извлекаемым при помощи медиатора (плектра). Эти качества обеспечиваются изготовлением его частей из тутового, орехового и грушевого деревьев,  обтянутостью открытой части корпуса сердечной пленкой крупного скота, количеством струн разной толщины и различными способами их связки и настройки. из ведущих инструментов в музыке Азербайджана...
С середины 14-15 веков тар занимал своеобразное место в народном исскусве  на Ближнем Востоке, Азербайджане,  Иране,  Дагестане, Ираке,  Турции. сто тар. 

Он не был так распространен как начиная с конца 18 начала 19 веков, после того как его реконструировал великий, талантливый Азербайджанский тарзен (исполнитель тара) Садыхджан (Мирза Садыг Асад оглы), которого также прозвали "Отец тара". 

Развитию тара ещё больше помог выдающийся композитор Узеир бек Гаджибейли, который в 1931 году использовал тар в первой опере на Востоке "Лейли и Меджнун", автором которой был он сам (автором письменного произведения "Лейли и Меджнун" был великий писатель Азербайджана Низами Гянджяви). Также Узеир бек Гаджибейли был первым, кто систематизировал и создал полный комплект нот в письменном виде.остранен как начиная с конца 18 начала 19 веков, после того как его реконструировал великий, талантливый Азербайджанский тарзен (исполнитель тара) Садыхджан (Мирза Садыг Асад оглы), которого также прозвали "Отец тара".

Азербайджанское искусство игры на таре и мастерство его изготовления, также как и мугам, внесено в список нематериального культурного наследия человечества.

КЕМАНЧА

-5

Древняя кеманча, радостью полнящая сердца, ввергающая человека в мир грез и мечтаний, с печальным, прелестным звуком, была однострунным инструментом, имеющим длинный гриф и опору.  В древности кеманча состояла из одной струны, потом прибавились еще две, современная кеманча состоит из четырех струн. Начиная с ХII в. Низами Гянджеви, в ХIII в. известный музыковед и композитор Абдулгадир Мараги, живший в ХVI в. большой узбекский поэт Алишер Навои, а также Мухаммед Физули среди других музыкалььных инструментов упоминают и кеманчу.  Наибольшей популярности кеманча достигла в ХVI-ХVII вв. Сам инструмент состоит из корпуса округлой формы, сделанного из орехового дерева, широкого грифа и соединяющего их, проходя внутри корпуса, металлического стержня, именуемого «шомполом». Для игры на кеманче используют лукообразный смычок, держа инструмент вертикально на колене. По тембру кеманча напоминает скрипку. Кеманча — обязательный инструмент в ансамблях профессиональной традиционной музыки Востока - азербайджанского мугама. Используется также как сольный инструмент. На кеманче исполняются инструментальные пьесы, народные песни, а также мугамы.

Помимо вышеназванных среди азербайджанских инструментов выделяются гопуз, чагане, барбет, ширванский танбур, ченг, руд, сантур и канун.

-6

КАНОН Рас­пространенный на Востоке канон имеет  в Азербайджане тысячелетнюю историю. Низами Гянджеви в поэмах «Лейли и Меджнун», «Игбал-наме» («Книга о счастье») упоминает этот музыкальный инструмент. Наибольшей популярности канон достиг в ХVI веке. Нежное, мягкое и очаровательное звучание канона, устанавливаемого на коленях, воспроизводится с помощью металлических медиаторов, надеваемых в виде наперстков на указательные пальцы. Когда-то он был очень широко распространен в странах Востока, в том числе и в Азербайджане. Несмотря на то, что он был забыт на какое-то время, он вновь зазвучал в составах оркестров и ансамблей в конце 50-х годов прошлого века. Корпус инструмента имеет форму прямоугольной трапеции. Большая часть лицевой стороны деревянная, на ней сделаны резонирующие отверстия. Нижняя часть лицевой стороны обтянута кожей, к ней крепится деревянная подставка для струн. Поверх подставки натянуты изготовленные из металла или капрона 24 тройные струны (общее число доходит до 72) . Один конец струн, продетый через образующие прямоугольник боковые отверстия корпуса, завязывается узлом, другой конец крепится к деревянным колкам. При настройке инструмента колки поворачиваются специальным ключом.

-7

Уд, глубокий и нежный звук которого исторгается при помощи орлиного пера, считается одним из самых старинных музыкальных инструментов. Названия русской «лютни», немецкого «лаота», итальянского «люто», испанского «лауда» - происходят от «ал-уда». До Х века уд имел четыре струны, в последующем была добавлена пятая струна и для усиления звука была сдвоена каждая струна. Привезенный вначале на остров Сицилия и в Испанию уд в средние века был широко распространен по всей Европе, в XVII - XVIII веках достиг пика своего развития, но постепенно стал терять свое превосходство, уступив место скрипке и гитаре. Он сохраняет свое превосходство лишь в странах Востока. Современный уд имеет большой выпуклый, грушевидной формы, корпус, изготовленный из кусочков (до 20) орехового дерева, короткий безладовый гриф с откинутой назад головкой. На лицевой стороне деки для улучшения звучания проделаны резонирующие отверстия. На удлиненной нижней части установлена подставка, к которой непосредственно крепятся струны. Имеется пять сдвоенных (спаренных) струн.

Во всех уголках Азербайджана, в величественных горах, на бескрайних равнинах, городах и селах  и сейчас слышны нежные звуки балабана, звонкий голос  зурны, печальные звуки свирели и нея - духовых музыкальных инструментов, оставленных нам нашими предками.

БАЛАБАН - это древний азербайджанский национальный духовой (язычковый) инструмент. Изготавливают его из абрикосового, орехового,  тутового или грушевого дерева. Его название встречается в эпосе “Китаби-Деде Горкуд”, в стихах классиков азербайджанской поэзии.
Балабан состоит из ствола, трости, регулятора и колпачка.

-8

История этого инструмента уходит в глубь веков. В те времена инструмент был распространен на территории Средней Азии и Кавказа. Название инструмента происходит от слов «бала» (меньший) и «бан» (петушиный крик).   Балабан вытачивают на специальном станке. После этого его смазывают особыми растительными маслами и сушат при определенной температуре в течение длительного времени. В готовом стволе инструмента просверливают 8 отверстий на лицевой стороне, и одно - на тыльной.    На балабане исполняют мелодии песен, танцы, пьесы. Балабан включается в оркестры и ансамбли народных инструментов. Балабан, как сольный инструмент, очень хорошо звучит в произведениях: "Вторая фантазия" Узеира Гаджибейли, "Азербайджан чёллеринде" ("На полях Азербайджана") Муслима Магомаева, "Регс сюитасы" ("Танцевальная сюита") Халила Джафарова. В этих произведениях умело использованы балабаны в высоких и низких регистрах.

Этот музыкальный инструмент вызывает не только восхищение, но и зависть наших недоброжелателей, которые предпринимают отчаянные попытки его присвоения и даже переименования. Однако, правда одна, и она остается таковой для всех. Балабан – остается нашим азербайджанским музыкальным инструментом, как его не называй и не присваивай. 

ТУТЕК

-9

Тутек относится к азербайджанским духовым народным инструментам флейтового типа. Являющийся усовершенствованным видом пастушеской свирели простейшей конструкции из дерева, тутек  принадлежит к цилиндрическому типу гобойных инструментов с мундштуком из двух широких пластинок камыша. Тутек является древнейшим народным инструментом, насчитывающим 10-12 тысячелетнюю историю. Своеобразный и сильный звук этого инструмента делает его любимым народным инструментом.

TУЛУМ

-10

Тулум состоит из двух частей – кожаного бурдюка и трубочки с зурной. Это - духовой инструмент типа волынки. Игра на тулуме требует особого мастерства. Тулум обладает рядом преимуществ: играть на нем можно некоторое время, так как запаса воздуха в кожаном бурдюке хватает надолго. Тулум распространен в Карабахской и Казахской зонах Азербайджана, а также в Нахчыванской Автономной Республики.

ЗУРНА       

-11

Один из самых распространенных язычковых духовых инструментов – зурна. Это - деревянная трубка с раструбом и двойным мундштуком (конический тип гобойных инструментов).  Этот музыкальный инструмент имеет не менее трехтысячелетнюю историю. Зурна (сур) упоминается в дастанах «Китаби Деде Горгуд», «Кероглу» и в поэмах Низами Гянджеви. Благодаря сильному и резкому звуку, зурна удобна как сигнальный инструмент, а также для игры на открытом воздухе. Празднества, шествия, свадебные процессии, пляски, представления азербайджанского народа нельзя представить без зурны.

Среди ударных инструментов широко распространены в наше время  гавал, отличающаяся звуковым своеобразием нагара, гошанагара и дюмбек.

ГАВАЛ относится к группе односторонних ударных инструментов. В произведениях классических поэтов, в миниатюрной живописи, украшавшей средневековые рукописные книги, содержится много сведений  об этом инструменте, очень широко распространённом в средних веках на территории Азербайджана. На этом инструменте, располагающем широкими исполнительскими возможностями, можно применять трели, тремоло, морденты и другие музыкальные штрихи.

Гавал обязательно входит в состав трио, исполняющего такие формы и жанры традиционной азербайджанской музыки, как рянги, дерамеды, теснифы и зерби-мугамы. Гавал в качестве ведущего инструмента был введен в  состав оркестра народных инструментов гениальным Узеиром Гаджибековым и сам композитор написал первую оркестровую партию для него. В настоящее время гавал занимает своё заслуженное место в составах ансамблей и оркестров народных инструментов.

-13

ДУМБЕК - один из старинных ударных инструментов, широко распространённый в Азербайджане, более всего характерен для южной зоны.  Думбек, также называемый дарбука, это арабский барабан, очень распространенный в Египте, Турции и других странах Ближнего Востока. Традиционно он изготавливался из глины, расписывался красками и покрывался мембраной из бычьей или верблюжьей шкуры. В наше время появились металлические  думбеки с пластиковыми мембранами. Он обладает  своеобразным низким тембром и из него можно извлекать разнообразные звуковые оттенки.

НАГАРА
НАГАРА

Одним из старинных музыкальных инструментов является нагара (барабан). Он упоминается в эпосе «Деде Горгуд» (VII век н.э.)   и очень часто в произведениях Низами Гянджеви.  «Грохочет барабан (нагара), но посмотри, сколь важен с виду – пусто зато внутри»  («Семь красавиц»).   Азербайджанская нагара ничем не отличается от обычного барабана, только при игре на нем вместо палочек иногда ударяют просто руками. Крючковатая палочка с помощью ремешка надевается на правую кисть, а прямая палочка с ремешком – на палец левой руки. Корпус нагары деревянный, а мембрана кожаная, натягивается веревочками, продетыми через металлические кольца.   Барабаны бывают большого, среднего и малого размеров. Диаметр барабана среднего размера — 330-360 мм. На большом барабане играют большими палочками, в то время как на среднем и малом барабанах играют либо палочками, либо руками. Барабан используется и как сольный инструмент, и как аккомпаниатор.

-15

ГОШАНАГАРА (двойной барабан) — древний ударный инструмент, состоящий из двух барабанов разного размера, покрытых козьей кожей и соединенных друг с другом. На нем играют палочками. Размеры гошанагара могут отличаться, но, как правило, высота двух частей инструмента одинакова и равна 300-330 мм.

Зву­ча­ние на­род­но­го ин­стру­мен­та долж­но быть та­ким, что­бы при пер­вых же зву­ках в ду­ше че­ло­ве­ка про­сы­па­лись осо­бые чув­ства. Это - как ко­лы­бель­ная ма­те­ри. Ко­г­да ты еще ре­бе­нок, для те­бя ко­лы­бель­ная - это про­сто "ма­ми­на пес­ня", а ко­г­да ты ста­но­вишь­ся взрос­лым и слы­шишь зна­ко­мую ме­ло­дию, в те­бе про­сы­па­ют­ся осо­бые чув­ства. Ты по­ни­ма­ешь, кто ты, воз­вра­ща­ешь­ся к сво­им ис­то­кам.  Эта му­зы­ка у нас в кро­ви, в ге­нах. И мы долж­ны пе­ре­дать лю­бовь к ней и па­мять о ней бу­ду­щим по­ко­ле­ни­ям.

К великому сожалению, принимающая все больший размах арменизация нашего культурного наследия и корни интеллектуальных краж, уходят в историческое прошлое. В основе армянских притязаний на нашу интеллектуальную собственность лежат территориальные претензии армян к Азербайджану и достижение этих "целей" требует «приватизации» материального и духовного достояния азербайджанского народа. Эту схему можно коротко выразить в трех словах: "Пришел, увидел", ...присвоил".

-16

Присвоения армянской стороной исторических памятников и образцов азербайджанской культуры  со временем превратились в национальное бедствие. Воруют и присваивают наши бедовые соседи все – от истории до кулинарных рецептов. На протяжении многих лет армяне целенаправленно воруют, уничтожают материально-культурное наследие нашего народа,  присваивают и представляют своими принадлежащие азербайджанскому народу музыкальные произведения, образцы фольклора и другие образцы нематериального культурного наследия.

Армяне пытаются представить своими азербайджанские песни "Сары гялин", "Сюсен сюнбюль" и десятки других народных песен, народные танцы "Яллы", "Вагзалы", "Кочари", "Узундере", "Мирзяи", древние музыкальные инструменты (тар, балабан, зурна), а также произведения азербайджанских композиторов Узеира Гаджибейли, Гара Гараева, Фикрета Амирова и песни современных композиторов.

Чтобы создать себе культуру, армяне присваивают и приписывают себе наши эпические сказания, баяты, пословицы, сказки и анекдоты, ашугское творчество, музыку, песни и танцы, ковры и их узоры, рецепты блюд и даже их названия. Чтобы «доказать» принадлежность армянам наших каменных изваяний в виде лошадей и рыб, выдвигаются измышления и абсурдные мысли о «приморских» армянах, «конных» армянах, не существовавших в истории династиях армянских царей и Гемигая. «Творчеством» армян также являются абсурдные «научно-исторические мысли» о том, что Ширин в поэме Низами была армянкой, руководитель музыкантов во дворце Хосрова Первиза Серкеш – «Саркисом», что мавзолей Момине-Хатун «построен армянами» и определенные главы Деде Горгуда написаны армянами. Вдобавок, сегодня армяне приписывают себе возникновение и строительство города Баку.

Следует еще раз отметить, что 20 процентов азербайджанской территории находится под оккупацией и находящиеся там материальные образцы нашего культурного наследия разграбливаются Арменией, вдобавок присваиваются наше нематериальное культурное наследие, культурные традиции и даже защищаемые авторским правом произведения.

-17

Азербайджан – страна древних, на редкость богатых фольклорных традиций, истоки которых уходят в глубь веков. И, пожалуй, едва ли не самое важное место в них занимают наши музыкальные традиции, традиции прошлого, без которых у настоящего нет будущего. И, поэтому для нас музыкальное явление – и памятник культуры, и благодатная почва обновления национального композиторского искусства. Сочинять прекрасную музыку – одновременно прекрасно мыслить, прекрасно чувствовать и прекрасно выражать мысли. Словом, в равной мере обладать умом, душой и вкусом.

Что же касается музыкальных инструментов, то армяне неоднократно признавали, что тар и кяманча принадлежат азербайджанцам. Кяманча - единственный музыкальный инструмент, звук которого напоминает человеческий стон. Азербайджанский поэт Вагиф Баятлы в одном из своих стихотворений заметил, что тот, кто не заплачет при звуках кяманчи, не имеет в сердце жалости. То, что поэтические строки этому пронзительному азербайджанскому народному инструменту посвятил Саят Нова, который писал больше на азербайджанском языке, чем на армянском, - факт и показательный, и символичный.