Музыкальные инструменты, являющиеся национальным достоянием нашего народа, отличаются богатством и разнообразием. Большинство из них, созданные еще в древние времена, совершенствуясь, дошли до наших дней. «Скала-бубен», находящаяся вблизи наскальных рисунков Гобустана, возраст которой насчитывает шесть тысячелетий, использовалась нашими предками, как ударный инструмент. В ходе археологических раскопок, проводившихся на всей территории Азербайджана, в том числе на территории древнего азербайджанского края – Карабаха, были обнаружены предметы, на которых есть изображения различных музыкальных инструментов, что свидетельствует об их древней истории. Материально-культурные образцы, произведения классиков нашей поэзии, труды музыковедов средних веков, миниатюры наших художников, настенная роспись, дневниковые записи путешественников, посещавших наши края, музейные коллекции дают основание полагать, что в Азербайджане использовалось около 90 музыкальных инструментов. Азербайджанские народные инструменты по строению, способам звукоизвлечения, материалу изготовления подразделяются на группы.
Струнные инструменты: тар, саз, уд, танбур (плекторные); смычковый инструмент: кеманча; щипковые инструменты: канун, чанг; струнно-ударный инструмент: сантур и др.; духовые инструменты: зурна, тутек, ней, балабан и др.; ударные инструменты: нагара, гоша нагара, гавал, деф; самозвучащие инструменты: шахшах. зынгыров, зянг и др.
Тар, который Узеир Гаджибеков считал «первым из инструментов по частоте использования», «самым ценным и самым важным из инструментов, способных расширить восточное музыкальное образование», кеманча, называемая «самым прекрасным из мелодичных инструментов», саз - «собеседник» ашугов, канон, который Физули сравнивал с «сундуком тайн», и, считавшийся когда-то «шахом» всех инструментов уд, - являются в настоящее время самыми распространенными струнными музыкальными инструментами.
САЗ – это струнный плекторный музыкальный инструмент. Он составляет неотъемлемую часть ашыгского искусства, продолжившего традиции великого искусства озанов. Вместе с тем, саз является одним из символов тюркского мира, тюркской духовности. Синкретическое творчество ашыгов, сочетающее в себе инструментальное и вокальное исполнительство, искусство художественного слова, танца (пластики) и актёрское мастерство, наряду с искусством мугама, составляют самые древние пласты азербайджанской национальной культуры. Предшественниками сегодняшних ашыгов считаются такие, некогда известные у древних тюркоязычных народов творческие личности, как “шаман”, “гам”, “оюн”, “бахиш”, “яншаг”, “варсаг” и, наконец, “озан”. Вслед за искусством озанов, прошедшим на протяжении сотен и тысяч лет длительный путь эволюции до искусства ашыгов, гопуз проделал сходный путь развития до ашыгского саза.
Эволюция саза, звучащего при помощи медиатора, тесно связана с ашугским искусством. Название этого инструмента часто упоминается в стихах поэтов-классиков и ашугов. Первые сазы имели короткий гриф и две-три струны. Позднее саз, «идущий в ногу» с развитием ашугской музыки, увеличился в размере, прибавив количество струн и ладов.
Теперешний современный азербайджанский саз следует считать самым совершенным потомком гопуза. Свою современную форму он принял уже в эпоху Шаха Исмаила Хатаи.
Искусство азербайджанских ашугов внесено в список нематериального культурного наследия человечества.
Тар всегда был одним ТАР - один из инструментов азербайджанского народа, с совершенным и блистательным звучанием, извлекаемым при помощи медиатора (плектра). Эти качества обеспечиваются изготовлением его частей из тутового, орехового и грушевого деревьев, обтянутостью открытой части корпуса сердечной пленкой крупного скота, количеством струн разной толщины и различными способами их связки и настройки. из ведущих инструментов в музыке Азербайджана...
С середины 14-15 веков тар занимал своеобразное место в народном исскусве на Ближнем Востоке, Азербайджане, Иране, Дагестане, Ираке, Турции. сто тар.
Он не был так распространен как начиная с конца 18 начала 19 веков, после того как его реконструировал великий, талантливый Азербайджанский тарзен (исполнитель тара) Садыхджан (Мирза Садыг Асад оглы), которого также прозвали "Отец тара".
Развитию тара ещё больше помог выдающийся композитор Узеир бек Гаджибейли, который в 1931 году использовал тар в первой опере на Востоке "Лейли и Меджнун", автором которой был он сам (автором письменного произведения "Лейли и Меджнун" был великий писатель Азербайджана Низами Гянджяви). Также Узеир бек Гаджибейли был первым, кто систематизировал и создал полный комплект нот в письменном виде.остранен как начиная с конца 18 начала 19 веков, после того как его реконструировал великий, талантливый Азербайджанский тарзен (исполнитель тара) Садыхджан (Мирза Садыг Асад оглы), которого также прозвали "Отец тара".
Азербайджанское искусство игры на таре и мастерство его изготовления, также как и мугам, внесено в список нематериального культурного наследия человечества.
КЕМАНЧА
Древняя кеманча, радостью полнящая сердца, ввергающая человека в мир грез и мечтаний, с печальным, прелестным звуком, была однострунным инструментом, имеющим длинный гриф и опору. В древности кеманча состояла из одной струны, потом прибавились еще две, современная кеманча состоит из четырех струн. Начиная с ХII в. Низами Гянджеви, в ХIII в. известный музыковед и композитор Абдулгадир Мараги, живший в ХVI в. большой узбекский поэт Алишер Навои, а также Мухаммед Физули среди других музыкалььных инструментов упоминают и кеманчу. Наибольшей популярности кеманча достигла в ХVI-ХVII вв. Сам инструмент состоит из корпуса округлой формы, сделанного из орехового дерева, широкого грифа и соединяющего их, проходя внутри корпуса, металлического стержня, именуемого «шомполом». Для игры на кеманче используют лукообразный смычок, держа инструмент вертикально на колене. По тембру кеманча напоминает скрипку. Кеманча — обязательный инструмент в ансамблях профессиональной традиционной музыки Востока - азербайджанского мугама. Используется также как сольный инструмент. На кеманче исполняются инструментальные пьесы, народные песни, а также мугамы.
Помимо вышеназванных среди азербайджанских инструментов выделяются гопуз, чагане, барбет, ширванский танбур, ченг, руд, сантур и канун.
КАНОН Распространенный на Востоке канон имеет в Азербайджане тысячелетнюю историю. Низами Гянджеви в поэмах «Лейли и Меджнун», «Игбал-наме» («Книга о счастье») упоминает этот музыкальный инструмент. Наибольшей популярности канон достиг в ХVI веке. Нежное, мягкое и очаровательное звучание канона, устанавливаемого на коленях, воспроизводится с помощью металлических медиаторов, надеваемых в виде наперстков на указательные пальцы. Когда-то он был очень широко распространен в странах Востока, в том числе и в Азербайджане. Несмотря на то, что он был забыт на какое-то время, он вновь зазвучал в составах оркестров и ансамблей в конце 50-х годов прошлого века. Корпус инструмента имеет форму прямоугольной трапеции. Большая часть лицевой стороны деревянная, на ней сделаны резонирующие отверстия. Нижняя часть лицевой стороны обтянута кожей, к ней крепится деревянная подставка для струн. Поверх подставки натянуты изготовленные из металла или капрона 24 тройные струны (общее число доходит до 72) . Один конец струн, продетый через образующие прямоугольник боковые отверстия корпуса, завязывается узлом, другой конец крепится к деревянным колкам. При настройке инструмента колки поворачиваются специальным ключом.
Уд, глубокий и нежный звук которого исторгается при помощи орлиного пера, считается одним из самых старинных музыкальных инструментов. Названия русской «лютни», немецкого «лаота», итальянского «люто», испанского «лауда» - происходят от «ал-уда». До Х века уд имел четыре струны, в последующем была добавлена пятая струна и для усиления звука была сдвоена каждая струна. Привезенный вначале на остров Сицилия и в Испанию уд в средние века был широко распространен по всей Европе, в XVII - XVIII веках достиг пика своего развития, но постепенно стал терять свое превосходство, уступив место скрипке и гитаре. Он сохраняет свое превосходство лишь в странах Востока. Современный уд имеет большой выпуклый, грушевидной формы, корпус, изготовленный из кусочков (до 20) орехового дерева, короткий безладовый гриф с откинутой назад головкой. На лицевой стороне деки для улучшения звучания проделаны резонирующие отверстия. На удлиненной нижней части установлена подставка, к которой непосредственно крепятся струны. Имеется пять сдвоенных (спаренных) струн.
Во всех уголках Азербайджана, в величественных горах, на бескрайних равнинах, городах и селах и сейчас слышны нежные звуки балабана, звонкий голос зурны, печальные звуки свирели и нея - духовых музыкальных инструментов, оставленных нам нашими предками.
БАЛАБАН - это древний азербайджанский национальный духовой (язычковый) инструмент. Изготавливают его из абрикосового, орехового, тутового или грушевого дерева. Его название встречается в эпосе “Китаби-Деде Горкуд”, в стихах классиков азербайджанской поэзии.
Балабан состоит из ствола, трости, регулятора и колпачка.
История этого инструмента уходит в глубь веков. В те времена инструмент был распространен на территории Средней Азии и Кавказа. Название инструмента происходит от слов «бала» (меньший) и «бан» (петушиный крик). Балабан вытачивают на специальном станке. После этого его смазывают особыми растительными маслами и сушат при определенной температуре в течение длительного времени. В готовом стволе инструмента просверливают 8 отверстий на лицевой стороне, и одно - на тыльной. На балабане исполняют мелодии песен, танцы, пьесы. Балабан включается в оркестры и ансамбли народных инструментов. Балабан, как сольный инструмент, очень хорошо звучит в произведениях: "Вторая фантазия" Узеира Гаджибейли, "Азербайджан чёллеринде" ("На полях Азербайджана") Муслима Магомаева, "Регс сюитасы" ("Танцевальная сюита") Халила Джафарова. В этих произведениях умело использованы балабаны в высоких и низких регистрах.
Этот музыкальный инструмент вызывает не только восхищение, но и зависть наших недоброжелателей, которые предпринимают отчаянные попытки его присвоения и даже переименования. Однако, правда одна, и она остается таковой для всех. Балабан – остается нашим азербайджанским музыкальным инструментом, как его не называй и не присваивай.
ТУТЕК
Тутек относится к азербайджанским духовым народным инструментам флейтового типа. Являющийся усовершенствованным видом пастушеской свирели простейшей конструкции из дерева, тутек принадлежит к цилиндрическому типу гобойных инструментов с мундштуком из двух широких пластинок камыша. Тутек является древнейшим народным инструментом, насчитывающим 10-12 тысячелетнюю историю. Своеобразный и сильный звук этого инструмента делает его любимым народным инструментом.
TУЛУМ
Тулум состоит из двух частей – кожаного бурдюка и трубочки с зурной. Это - духовой инструмент типа волынки. Игра на тулуме требует особого мастерства. Тулум обладает рядом преимуществ: играть на нем можно некоторое время, так как запаса воздуха в кожаном бурдюке хватает надолго. Тулум распространен в Карабахской и Казахской зонах Азербайджана, а также в Нахчыванской Автономной Республики.
ЗУРНА