Найти в Дзене
Про прекрасное

Копировать стиль другого художника - плагиат?

В этой статье хочу поговорить о теме, от которой страдают многие художники. Плохо ли копировать чужой стиль? Суть проблемы У этой проблемы два аспекта внешний и внутренний. Я настаивают на надуманности этой проблемы и вот почему? Копировать - это нормально Не буду загружать рассуждениями, просто тезисно изложу основные аргумент, почему я считаю копирование нормой. Копирование - часть обучения. Копирование входит в программу всех художественных вузов, это один из древнейших способов обучения рисованию. Конечно, после копирования к нам "прилипают" приемы мастера и это совсем не плохо, именно для этого копирование и присутствует в программе вузов. Нужно пояснить, что речь про использование отдельных приемов, а не про копирование всей работы целиком. Такое сделать можно, но никто не будет выдавать "Ночной дозор" Рембрандта за свою работу, потому что всем зрителям будет очевидно, что это творчество другого художника. Копирование характерно для людей. На самом деле мы стараемся копировать
Оглавление

В этой статье хочу поговорить о теме, от которой страдают многие художники. Плохо ли копировать чужой стиль?

Суть проблемы

У этой проблемы два аспекта внешний и внутренний.

  • Внешний аспект - это реакция других людей, часто других художников. По разным мотивам художники любят писать друг другу: "А это я видел у такого, а это взято отсюда". У некоторых авторов это вызывает фрустрацию, начинает работать внутренний аспект.
  • Внутренний аспект - это "самоедство", когда человек начинает задаваться разными малополезными вопросами: "Мой ли это стиль?", "Есть ли у меня стиль?" и т.д.

Я настаивают на надуманности этой проблемы и вот почему?

Копировать - это нормально

Не буду загружать рассуждениями, просто тезисно изложу основные аргумент, почему я считаю копирование нормой.

Копирование - часть обучения. Копирование входит в программу всех художественных вузов, это один из древнейших способов обучения рисованию. Конечно, после копирования к нам "прилипают" приемы мастера и это совсем не плохо, именно для этого копирование и присутствует в программе вузов.

Нужно пояснить, что речь про использование отдельных приемов, а не про копирование всей работы целиком. Такое сделать можно, но никто не будет выдавать "Ночной дозор" Рембрандта за свою работу, потому что всем зрителям будет очевидно, что это творчество другого художника.

Копирование характерно для людей. На самом деле мы стараемся копировать все, что нам нравится. Даже если мы задались целью никогда ничего не копировать и быть во всем 100% оригиналами (резать еду ложкой, а есть ножом), то у нас это сделать не получится. Мы все равно будем копировать поведение сначала родителей, потом учителей, если симпатизируем им, потом успешных людей, которые служат для нас примером, героев романов и фильмов и т.д.

Приведу пример из области, которая не относится к изобразительному искусству. В 90-е - ранние нулевые был очень популярен журналист Леонид Парфенов. Потом он постепенно сошел со сцены, но журналисты России до сих пор продолжают копировать его манеру речи, образ, движения. Я не думаю, что это делают осмысленно, скорее, тут работает подсознание.
  • Копирование - это способ передачи знаний. Это тоже фундаментальный аргумент. Все ученые, по меткому замечанию Ньютона, стоят "на плечах" предшественников, они используют в научных работах цитаты и результаты исследования других. Также и художники используют многовековой опыт искусства, чтобы создавать новые работы. Просто в изобразительном искусстве невозможно давать сноски на цитаты.

Вывод

Не стоит заниматься терзаниями по поводу "цитат" из других художников, так как это является нормальным явлением.


P.S. Особенно забавно наблюдать "вопли" каких-то художников о том, что у них что-то украли. Можно подумать, что они сами, конечно, развились в вакууме и никогда не используют чужих приемов в работах.