Я очень много тут пишу о том, как мне не нравятся перестроечные фильмы. И мама (а, как любого блогера, меня читает моя мама) сказала, что есть фильм, которые нравился всем. Мол, там играла Неелова, там Светлана Рябова играла, посмотри.
Ну, раз мама рекомендует, то, конечно, посмотрю. И, раз так, отнесусь к фильму без предубеждения, но со всей строгостью. Разбирать буду досконально. Итак, "Ты у меня одна".
Начинался фильм хорошо - с экспозиции. Многие перестроечные фильмы грешат этим, сразу окуная зрителя, не объяснив, кто все эти люди.
Из Америки прилетает Очень Важный Человек. Причём мы понимаем, что сама она когда-то была отсюда, но много лет назад переехала в Америку. А теперь курирует совместное советско-американское предприятие, на которое должны взять с завода двух инженеров. Позднее мы узнаём, что Анна уехала двадцать лет назад.
"Советский инженер умеет всё!"
Именно с таким слоганом инженеры отдраивают свой НИИ или как там правильно называется учреждение, где сидят инженеры? Юмор сцены в том, что американцы в представлении этих сотрудников НИИ - это какие-то сверхлюди с гиперфиксацией, которые расторгнут соглашение, если увидят пылинку.
Вообще важно понимать: Америка в этих фильмах - это не страна, не континент. Это Земля Обетованная. Не меньше. Поэтому держите в голове это сравнение. И тогда инженеры, драющие палубу окна и двери, не кажутся смешными.
Более того, женщина-куратор проекта ищет одного человека. Ей собирают досье на него, но она пока не хочет связываться с ним сама. Она собирает информацию.
Всего 6 минут фильма, а у нас есть глобальный конфликт - сотрудничество с зарубежной фирмой. Главный герой может получить работу, которая позволит обеспечить его семью!
"Лимузин, вилла и лифчик" - вот что по мнению жены ГГ он должен привезти из Америки.
Но возьмут только двоих, а в отделе 15 инженеров. Есть его дочь, которая встречается с сыном того инженера, которого точно возьмут в Америку, а значит, она может уехать, если выйдет замуж. И есть загадочная женщина-куратор, ищущая главного героя.
О, интересно. Интрига. Поэтому на шестой минуте нам показывают приём у врача по... укреплению семьи. Скажем так. Она описывает семейной паре, какие позы им стоит попробовать для укрепления счастья, а по их лицам видно, что они думали, будто "позы" - это такие бурятские пельмени.
Дальше нам показывают момент характеристики. Главный герой подрабатывает грузчиком, принимает товар и видит, что в накладной есть ящик сливок, которых в реальности нет. Он отказывается подписывать накладную, вынуждая те самые сливки в магазин вернуть. Итак, увидели честность.
Ещё характеристика - соседи сверху шумят, уверенные в своей безнаказанности. Герой идёт с ними поспорить, но не может ничего противопоставить борзоте. Запишем: не тот, кто будет махать кулаками.
Дальше немного труднее. Судя по всему, начинается флешбек: главный герой вспоминает своё боксёрское прошлое, вспоминает свои отношения, свою жену (на тот момент будущую).
Вскоре становится ясно: основной финт фильма в том, что Очень Важный Человек - это девушка из его прошлого, которая была влюблена в него когда-то. Которая уехала в штаты, когда её брат женился на американке. И теперь от неё зависит его будущее.
Об этом узнаёт и жена главного героя, и надеется, что он воспользуется своим шансом по старому знакомству. Но главный герой совершенно не горит желанием напоминать о себе и вообще играть карту "Ой, Аня, привет, как давно не виделись".
При этом мы, зрители, уже в курсе, что Аня сразу, как приземлилась, наводила о нём справки.
Итак, интрига. Скажу честно, на этом моменте мне уже было интересно. Конфликт между гордостью, которая не позволяет ему навязываться, играя на старых чувствах, и прагматичностью с желанием вырваться из постылой действительности может быть понятен и современному зрителю.
Впрочем, всё оказывается ещё сложнее, ведь Аня все ещё любит главного героя. Хотя и зовёт его по привычке "дядя Женя". Она хочет увезти его в Америку, чтобы он был сотрудником их корпорации, прошёл стажировку, в общем, стал успешным человеком и жил с нею в сказочной стране за рубежом.
Искушённый зритель, да и читатель, наверное, задумается. А что же такого в этом мужчине, что женщина состоявшаяся и успешная так любит его спустя столько лет?
В самом фильме проговаривается, что это нечто нездоровое и больное. Во многом так и оказывается. Главный герой преодолевает искушение, возвращается домой. Но его не отпускает. Опостылевшая квартира, жена, которая закатывает истерики, дочь, которая пытается женить на себе выгодную партию... он пытается сбежать и идёт в гостиницу, где остановилась Аня, чтобы согласиться на всё и улететь прочь отсюда...
Не доходит. Сцену возле гостиницы я описывать не буду.
Она, хоть и сделана в лоб, для перестроечного кино очень тонкая и передаёт метания героя. Ведь, давайте будем честными, выбор стоит перед ним ОЧЕНЬ нелёгкий. Это драма, излом, психологическая пытка - выбирать между такими вариантами.
Если вы дочитали досюда, значит, вам, как и мне, было интересно, к чему же всё это ведёт?
Ни к чему. Ведь до конца девяностых ещё далеко, и герою, и режиссёру, и зрителю (зрителю тому, для которого это снималось) оставаться здесь. В том, что только что было опостылевшим, но что главный герой выбрал сам.
Это ведь очень важно - право выбора. У героя картины оно было. Ведь фильм не о нищете советского инженера, а о его душе.
Что ж, теперь я знаю, что и в Перестройку делали хорошее кино.