Индийский поезд - самый быстрый способ прочувствовать менталитет народа этой страны. Лучше для этого взять класс "слипер". Или "дженирал" если вы вообще ничего не боитесь.
Забегая вперед - один раз мне пришлось сесть в самый дешевый вагон (тот самый "дженирал"). Было душно, грязно и некуда ступить, так как везде сидели люди, на каждом квадратном сантиметре пола и полок. Я была единственным белым человеком. И чувствовала себя принцессой - мне сразу нашли место у окна рядом с женщиной и всю дорогу следили, чтобы у меня была вода, чай и еда (если захочу, но желания есть в таких условиях у меня не возникло).
Что нужно знать об индийских поездах
1. По закону жанра - индийский поезд никогда не приходит вовремя! Поэтому, если у вас планируется стыковочная остановка, закладывайте хотя бы 12 часов между поездами. А лучше -24.
Недавно я ехала поездом, который в итоге опоздал на 12 часов. Время ожидания до следующего- 4 часа. Конечно, во второй поезд я не села, так как он давно уехал. Кстати, я так и не доехала до конечной - вылезла раньше и далее на перекладных добиралась до пункта назначения, ибо мой первый поезд из скорого вдруг превратился в обычный и стал останавливаться на всех станциях
2. Билет на поезда достать не так то просто. Места бронируют задолго до отправления, особенно в обычный слипер класс. Но есть выход: купить билет в самый дешевый вагон - дженерал класс (ниже расскажу в чем его особенность) и зайти в любой другой. Договориться с проводником, доплатить за нормальное место, если не жалко денег. Если жалко - бегать по вагонам, прятаться от проводников. Индийцы - народ простой, если будет место, разрешат сидеть на своей полке. И проводник насильно в дженерал не погонит. Особенно, девушку.
3. Индийцам все равно на социальную дистанцию (по крайне мере, так было до короновируса). Они могут сидеть впятером на одной полке, даже не спрашивая у законного хозяина места разрешение присесть. Или прилечь..Наблюдала картину, как к белому парню на второй полке ночью залез ночевать индус. Конечно, чем выше класс, тем спокойнее и комфортнее пассажиру. Но и не так весело.
4. Стоимость передвижения в поездах относительно низкая. Напрмер, от гоа до Дели (около 40 часов) класс слипер (типа нашего плацкарта, только немного хуже) стоит 850 рублей. Хороший класс 3500-5500 руб. А самый дешевый дженерал - около 300 руб.
Структура поезда
В индийских вагонах почти во всех классах, кроме 1А и 2А не две полки, как у нас, а три. На "боковушках" тоже 2.
В самых дешевых классах - "слипер" и "дженерал" нет проводников. Поэтому ходить там может кто угодно. На дженерал можно вообще не покупать билет, туда с проверкой не заходят. А в слипер часто мигрирует народ из дженерала - поспать, посидеть и даже постоять.
В классах 1А - 3А комфортно, зато не так весело. Никто не проявляет к тебе интерес, ни просит сфотографироваться, не помогает. В вагон не заходят цыгане, трансы (да, да..), и прочий интересный народ.
В поезде есть отдельный вагон - кухня. Но кафе в нем нет. Зато с утра до вечера в кухне готовят разнообразные блюда и разносят по вагонам. Для каждого блюда есть свое время. Например чай начинают предлагать чуть ли не с 5 утра, очень громко и часто! Выспаться сложно. В обед можно купить тали, бириани. Все по низкой цене (обед около 100 рублей). В Индии, в отличии от России, в поездах и на жд станциях еда наоборот дешевле, чем в кафе и ресторанах. Вода, печенье, чипсы стоят столько же, сколько и в городе.
Туалета в вагоне четыре. Два из них европейского (как у нас) типа, два - азиатского. Чем ниже класс, тем меньше хочется посещать данные помещения. В слиперах и дженералах их могут вообще не убирать всю дорогу.
Туалет также служит местом для курения. Неофициально, конечно. Но доказать, что ты курил там - невозможно. Камер нет, двери закрываются почти всегда!На станциях курить запрещено. В большинстве поездов курить можно просто в дверь в тамбуре в дешевых классах. В дорогих есть проводники, которые за всем следят и могут не разрешить это делать.
На каждые 2-3 полки в вагоне любого класса есть розетки. То есть, в купе для шестерых их две, в боковушках - одна. Как правило, работают.
Ну и поезд поезду рознь. Бывает, что слипер в новом настолько чист и хорош, что в нем отдыхаешь всю дорогу. А бывает, что и 2А грязный и вонючий.
Классы вагонов
Самый дорогой (самолетом - дешевле) и комфортабельный, который есть лишь в некоторых поездах. Класс 1А. С кондиционером и напрочь закрытыми окнами (потому что кондиционер), мягким диваном, занавесочками. Но даже в таком элитном купе не всегда есть двери - вместо них могут быть просто красивые массивные шторы.
Немного хуже, но тоже прилично выглядит класс 2А. Зато этот класс заметно дешевле. В общем- то особых отличий от первого класса у него нет, кроме отсутствия очень мягких диванов и всяческого декора. В каждом купе 4 полки. Есть боковушки, как и в российских поездах.
Класс 3А отличается от предыдущего отсутствием шторок. В общем-то это и есть наш плацкарт, только полок в каждом купе не четыре, а шесть (в боковушках - две).
Слипер - самый популярный класс. Недорогой, но мест на него всегда нет. От 3А отличается тем, что нет кондиционера (вместо него вентиляторы на потолке) и постельного. Обычно, грязный и многолюдный. Сюда приходят безбилетники и люди из дженерала. Окна открываются, кое-где их вообще нет. Но обязательно есть решетки на рамах.
Дженерал - структура вагона как в слипере. Главное отличие от всех остальных классов - билеты в этот класс есть всегда в наличии, вне зависимости от количества мест в вагоне. То есть, это "резиновый вагон". Если на него купили билеты 1000 человек, то, теоретически, они должны поместиться в 2-3 вагона (бывает в составе поезда и 5 таких вагонов, но обычно 2). Возможность прохода в нормальные вагоны из дженерала нет, двери закрыты. Чтобы зайти в другой вагон, нужно сначала выйти из дженерала (желательно во время остановки), а затем зайти снова в желаемый вагон. В хороший класс могут не пустить - как писала выше, там есть "охрана". Поэтому люди заходят в слипер, чтобы подсесть или "подлечь" к кому-то или хотя бы на пол. В дженерале бывает и ногу некуда поставить. Но его самый большой минус - резкий запах всего, и туалета в том числе,
Самое интересное, что люди с билетами не возражают, если к ним подсаживаются. Их могут даже не спрашивать. Это как будто само собой разумеется. Но так только в слипере, в классах выше "гостей" не принимают.
Дженерал класс выбирают не только бедняки, но еще и те, кто просто не смогу купить билет на доступный класс слипер или 3А.
Через пару дней загружу небольшое видео переполненого слипера
В общем, поездка на поезде это как отдельная экскурсия. Будете в Индии, попробуйте!
Благодарю за внимание😌