«Рембрандт говорит вещи, для которых нет слов ни на одном языке» – Винсент Ван Гог.
Рембрандт нарисует Саскию Ван Уиленбург впервые через три дня после их помолвки, летом 1633 года. Его невеста очаровательна: из под широкой соломенной шляпы, развиваются волосы, прищуренные и игривые глаза смотря легко и уверенно, она веселая и озорная девушка. В ее руке цветок, вокруг ее шляпы еще несколько - возможно, это подарки от ее жениха. Вскоре она выйдет замуж за гения, который сейчас так близко сидит рядом с ней - самого известного художника в Амстердаме.
В этот июньский день Саския позирует в галерее своего кузина Хендрика ван Уиленбурга, главного дилера Рембрандта. Живописец фактически живет и работает в помещении. Несколько его ранних шедевров уже были написаны в этом величественном четырехэтажном здании на канале Амстел, включая потрясающий «Урок анатомии доктора Тулпа», с его собранием медиков и студентов, небрежно склонившихся над бедным мертвым телом. Эта работа уже принесла своему создателю богатство и известность.
Обвенчавшись, Рембрандт и Саския не останутся жить с кузеном Хендриком слишком долго. Как только он соберет необходимую сумму, Рембрандт в кредит купит удивительно экстравагантный дом по соседству, он и сейчас находится в Амстредаме по адресу: Jodenbreestraat 4. Сейчас там музей Рембрандта.
Там он будет рисовать Саскию снова и снова, в мучительно коротком промежутке их брака.
В музее есть возможность выглянуть из окон студии и увидеть те же улицы, которые видел художник, ту же воду, стекающую в голландские каналы, тот же свет, при котором работал каждый день. Можно подняться по крутой деревянной лестнице в комнату, где он спал с Саскией.
Саския расчесывает волосы в постели, спит или заманчиво оглядывается на мужа, Саскию видно из внутреннего двора, сияющего из створчатого окна. Эти рисунки пером и чернилами, набросанные с большой нежностью, были найдены в папке после смерти художника. Они похожи на страницы частного дневника.
Саския родилась в 1612 году, младший ребенок Ромберта ван Уиленбурга, ведущего юриста, который также был мэром города Леувардена - в те дни столицей Фрисландии. Они жили в богатом семейном доме - настоящем особняке.
Бывший сотрудник Музея Рембрандта - Менно Бальзам, впервые, на основе архивных материалов из Исторического центра Леувардена, сделал рисунок дома, в котором родилась Саския - Оссекопе, дом 11.
Саския была образованной, смелой и богатой. Она потеряла мать в семь лет, а отца - в 12, и ее воспитывала старшая сестра. И она не приняла первое предложение от какого-то коварного старого фрилансера, предлагающего защиту в обмен на ее деньги. Она ждала, она училась, она проводила время с художниками и интеллектуалами.
Она выбрала Рембрандта, и в выборе этого сына мельника, такого мятежного, дикого, по крайней мере такого же эмоционального и харизматичного, как предполагают его ранние автопортреты. Он уже нарисовал потрясающий автопортрет с растрепанными волосами, которуый она знала, поскольку он хранил ее среди своих студийных работ. Здесь Рембрандт — одинокая душа в лесах ночи, глаза темнее, чем тьма вокруг него. Его черты скрыты в тени, поэтому его истинное лицо - можно сказать, его истинная личность — остается недосягаемой.
С одной стороны ослепление, а с другой — сокрытие. Вы ищите глаза Рембрандта, и когда вы находите их, возникает второй шок: он смотрит так, как будто уже видел вас раньше.
Если посмотреть на автопортреты Рембрандта, которых множество, можно увидеть, что он почти нигде не выглядит похожим на себя. Волосы у него то рыжие, то каштановые, нос от формы картофелины до острого кончика, то он с гордо поднятой головой, то вялый и удрученный. Эти картины дают истинное чувство внутренней изменчивости, индивидуальности и внешнего вида, которые постоянно меняются и никогда не фиксируются-качества, которые делают Рембрандта таким человечным, таким настоящим, и по-шекспировски переменчивым.
Его молодая жена тоже никогда не выглядит одинаково изо дня в день. Первый рисунок дает некоторые элементарные характеристики: маленький, зрелый рот, небольшой двойной подбородок, который станет значительно более выраженным, живые круглые глаза и мягкие усики волос. Она выглядит кокетливой на раннем рисунке и сильнее иуже старше в известной гравюре, где они вместе; он уверенно смотрит вверх, чтобы подчеркнуть свою мужскую значимость, она сидит позади него за столом.
На портрете Саския, в образе, Флоры, нарисованный через год после свадьбы, она изображена с охапкой цветов в сверкающем платье. Саския беременна их первым ребенком, Ромбертусом, названным в честь ее отца. Он умер при рождении.
Следующие двое детей, обе дочери, прожили всего несколько дней. Но их четвертый ребенок выжил, вырос и тоже стал художником. Мы знаем Тита по проницательным портретам Рембрандта своего сына -красивого, но всегда взволнованного. Он поднимает глаза от своей домашней работы, пытаясь выяснить ответы; он становится нерешительным молодым учеником в студии, подростком, который в конечном итоге превратится в темноглазого джентльмена с блестящими длинными волосами.
Саския умерла в возрасте 29 лет, всего через несколько месяцев после рождения Тита, вероятно, от чумы. Кажется чудом, что ребенок выжил. Тит вырос с картинами своей матери, он видел Саскию в их доме каждый день благодаря искусству своего отца.
Рембрандт остался с маленьким сыном и тяжелой печалью, столь разрушительной, что он на несколько лет бросил рисовать. Мера потери была столь же очевидна, как мера счастья, в котором он жил со своей Саскией. В каждом портрете при ее жизни, и в одном, после смерти, мы видим его любование ей.
Картина, которую редко можно увидеть, так как она не сдвигалась со стены в немецком замке, последние 250 лет - это большой портрет Саскии. Рембрандт начал нарисовать свою жену вскоре после их свадьбы, но завершил картину только после ее смерти в 1642 году.
Удивительная история и самой известной картиной Рембрандта «Даная» тоже не осталась без отражения Саскии. Художник написал эту картину не для продажи. Полотно не покинуло стен его дома до аукционной распродажи всего его имущества в 1656 году. Историки искусства были в недоумении, почему сходство с Саскией в этой картине не было столь очевидным, как на других полотнах мастеров этого периода, стиль живописи говорил о более позднем периоде его работы.
Только в середине прошлого века, в 60-х годах, с появлением флюороскопии, реставраторам удалось раскрыть завесу этой тайны. Исследования показали, что на самом деле художник переписал картину после смерти своей жены. Портрет женщины в нижнем слое картины был очень похож на Саскию.
После смерти Саскии, он влюбился в другую женщину, медсестру ее сына Гертье Диркса, она была очень ревнива, вспыхивали ссоры, Гертье ревновала даже к умершей жене, она потребовала наделить картину ее чертами, поэтому в «Данаях» были объединены изображения двух любимых женщин.
Его падение столь же драматично, как и его взлет. Долги нарастали, он был вынужден продать дом и большую часть своей коллекции произведений искусства и ценностей за гроши, чтобы избежать банкротства, и в конце 1650-х годов переехал с Титом в арендованное жилье в более бедной части города.
Рембрандт умер в возрасте 63 лет и был похоронен, как Моцарт, в могиле нищего...