...среди победителей Екатеринбург, Казань, Белогород, Омск и Воронеж.
А вот Новосибирск, Красноярск и Саратов в программу не попали.
Ещё полтора года назад было объявлено, что в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автодороги" (БКАД) стартуют мероприятия по обновлению городского общественного транспорта - автобусов, троллейбусов и трамваев. На программу продолжительностью 5 лет (2020 - 2024 годы) заложено 20 млрд. рублей из федерального бюджета (по 4 млрд. рублей в год).
В 2019-м году были разработаны условия программы и критерии для участия в ней. Новый подвижной состав должен приобретаться на условиях лизинга, при этом 60% всех затрат оплачивает федеральный бюджет, а оставшиеся 40% - перевозчики (муниципальные или коммерческие), которых могут субсидировать местные бюджеты.
По программе можно приобрести только экологически чистый транспорт большой и особо большой вместимости (трамваи, троллейбусы, автобусы на газомоторном топливе). Есть ещё ряд обязательных условий - общественный транспорт должен удовлетворять всем требованиям №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской федерации", то есть иметь низкий пол и оборудованные площадки для размещения маломобильных граждан, и работать на магистральных маршрутах по регулируемым тарифам. Критерии магистрального маршрута также прописаны - это маршрут в пределах агломерации со следующим режимом работы: с 6:00 утра до 23:00 с интервалом в часы пик (07:00-10:00 и 17:00-21:00 для будних дней) — не более 10 минут, в остальное время работы маршрута – не более 15 минут.
Заявки на участие могут подавать все субъекты РФ, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Они должны быть разработаны совместно с муниципалитетами, а также действующими и/или потенциальными перевозчиками. Готовность агломерации к участию в программе оценивается по следующим критериям:
- Инфраструктура. Оценка уровня развития инфраструктуры для соответствующего вида транспорта. То есть, например, состояние путей для трамваев, или наличие газозаправочных станций для газомоторных автобусов.
- Уровень развития пассажирского транспорта в агломерации оценивается по следующим критериям: доля маршрутов, работающих по регулируемым тарифам, количество маршрутов, работающих по системе муниципального заказа, доля выделенных полос для общественного транспорта и обособленных трамвайных путей. Обязательный элементы — это наличие электронной системы оплаты проезда и соответствие транспортной системы социальному стандарту обслуживания населения общественным транспортом (ценовая доступность, пешеходная доступность остановок, надёжность общественного транспорта и соответствие его нормам вместимости).
- Документы транспортного планирования. Для участия в программе обязательно наличие ПКРТИ (план комплексного развития транспортной инфраструктуры), КСОДД (комплексная схема организации дорожного движения) и других документов транспортного планирования.
- Качество подготовки и уровень обоснованности заявки.
Источник: http://rosacademtrans.ru/obnovlenie-podvignogo-sostava-rosdornii/
В соответствии с этими критериями была разработана система бальной оценки поступающих заявок, которые подали 60 городских агломераций от 53 субъектов РФ. Сбор заявок был закончен в феврале 2020 года. Как тогда было заявлено представителями Минтранса РФ, "все заявки пройдут тщательный отбор, будет проведена оценка, насколько предложения по оптимизации региональной маршрутной сети будут соответствовать социальному стандарту транспортного обслуживания, и только на основе интегральной комплексной оценки заявок регионов, исходя из рейтинга ранжирования, будет приниматься решение о выделении средств федерального бюджета на приобретение нового подвижного состава". При этом заявка может быть удовлетворена только полностью, без половинчатых решений, победителями будут те агломерации, которые наберут наибольшее количество баллов.
Результаты обещали опубликовать в апреле, но из-за известных событий сроки были перенесены. Тем не менее, в течении апреля - мая информация по отдельным городам (Воронеж, Омск) периодически всплывала от представителей Минтранса РФ.
А накануне стал известен итоговый список победителей. Это оказались 12 городских агломераций, из них 11 - столицы субъектов РФ: Белгород, Екатеринбург, Воронеж, Омск, Казань, Нижний Новгород, Иваново, Кемерово, Липецк, Самара (вместе с Тольятти) и Пермь. Также в программу попал город Череповец Вологодской области.
10 из агломераций получат только автобусы (всего 447 единиц) и только две - Омск и Иваново - троллейбусы (64 единицы), а всего по программе БКАД в 2020 году будет поставлено чуть более 500 транспортных средств. Примечательно, что трамваи в 2020 году в программу не попали. По-видимому, отвечающие за БКАД "дорожники" просто не успели разобраться и приготовить критерии оценки для непривычного для них вида транспорта. Скорее всего заявку на обновление трамваев можно будет подать на 2021-й год.
Послесловие.
Одним из явных недостатков этой программы обновления городского транспорта является то, что попасть в неё проще относительно благополучным городам - тем, система городского транспорта более-менее налажена, есть развитая инфраструктура, а транспорт, перевозящий по нерегулируемым тарифам (маршрутки), отсутствует или его доля незначительна. Таким городам попасть в победители относительно несложно, что и подтверждают примеры Казани, Екатеринбурга, Перми и других городов.
К сожалению, городам с застарелыми проблемами в общественном транспорте, попасть в эту программу практически нереально. Они уже давно попали в замкнутый круг: чтобы обновить общественный транспорт, нужно избавиться от маршруток (которые на нём паразитируют и истощают городской бюджет), а чтобы от них избавиться, нужно обновить общественный транспорт. И данная программа возможности разорвать это кольцо не даёт. То есть работает она по классической схеме: "Богатые - богатеют, бедные - беднеют". Логика такого подхода понятна, если дать "бедным" деньги без каких-либо условий, с большой вероятностью они не смогут распорядиться ими эффективно. Таких примеров действительно немало... Но хотелось бы, чтобы в дальнейшем по программе в разы увеличили финансирование (ибо 4 млрд. в год на всю Россию ни о чём, кардинально это ничего не изменит), а также, продумали бы критерии, как поддержать "запущенные" города, но у которых есть желание и проработанные планы по развитию общественного транспорта.
Впрочем, как раз как минимум два города с очень проблемным общественным транспортом в эту программу попали. Это Омск и Воронеж. И по ним тоже есть вопросы. Как типичные "маршруточные" города (по данным рейтинга от компании SIMETRA доля общественного транспорта большой вместимости в них составляет всего 15 - 16%) смогли обойти, к примеру Красноярск, где маршрутки и нерегулируемый тариф отсутствуют как класс? И так далее... Вопросов много. Хотелось бы, чтобы подробная методика оценки всех заявок была бы опубликована в открытом доступе, а пока есть подозрение, что на итоговый результат большое влияние оказала политика и лобби отдельных должностных лиц. Тем более на совещании по вопросам развития автомобильной промышленности министр транспорта РФ Евгений Дитрих сказал об этом чуть ли не прямо:
«Пользуясь случаем, хотел бы доложить, Владимир Владимирович, что в соответствии с Вашим поручением мы дополнительно проработали вопрос о параметрах участия Воронежской области в этом проекте...»
Читатели скажут, что есть противоречие между двумя предыдущими абзацами. Противоречий нет, я за то, чтобы поддержать и такие проблемные города, как Воронеж, Томск, Саратов и др., но это нужно делать не на основании лобби отдельных политиков, а объективных критериев и с системой оценки и контроля эффективности выделяемых на приобретение общественного транспорта средств.
А ещё во многих городах очень большие проблемы с инфраструктурой, в первую очередь трамвайной. И тут федеральная поддержка тоже была бы очень кстати. А то новые современные трамваи зачастую ломаются на старых кривых рельсах...