72 подписчика

Возвращение на Алапаевскую узкоколейку (АУЖД) - лето на узкой колее.

710 прочитали

Эта поездка была совершена в прошлом году (2019), ровно через месяц после посещения АУЖД на майских праздниках. есть что-то в этих местах настолько притягательное, что хочется всё бросить и ехать на пионерке в Калач, где среди первозданной природы пить чай с костра и думать о вечном.

Красота и неторопливая жизнь лесных посёлков завораживают, а тонкая нить узкой колеи уносит тебя от суеты цивилизации. Так что собрав вещи я в очередной раз направился из Твери в Свердловскую область, в промышленный районный центр Алапаевск, где и начиналась узкоколейка.

Самое необходимое для посещения АУЖД (особенно если едете не поездом и до крайней её точки, посёлка Калач): плотная одежда, резиновые сапоги (или берцы, в них в жару даже комфортнее), репелленты от насекомых (я доболнительно взял шапку с нисподающей до шеи сеткой), газовая горелка, кружка, ложка, тарелка, небольшой котелок, спальник (можно и палатку, но в Калаче много брошенных домов, можно переночевать и в них), фонарик, внешний аккумулятор помощнее (у меня на 30 000 Ма), туристический коврик и минимальный набор еды + воду. Остальное можно добавить по желанию.

А сейчас предлагаю вам окунуться в экскурсию на одну из самых красивых узкоколеек России:

Литерный поезд сообщением Строкинка - Угольная прибывает на станцию Угольная. Мы как раз и ждали его, чтобы не пришлось скидывать пионерку где-то на перегоне.
Литерный поезд сообщением Строкинка - Угольная прибывает на станцию Угольная. Мы как раз и ждали его, чтобы не пришлось скидывать пионерку где-то на перегоне.
Пассажирский литерный поезд "Угольная - Строкинка" В составе один жёсткий пассажирский вагон ПВ-40.
Пассажирский литерный поезд "Угольная - Строкинка" В составе один жёсткий пассажирский вагон ПВ-40.
Наша "ласточка" - пионерка с прицепом. Именно на ней мы и поедем в глубь уральских лесов.
Наша "ласточка" - пионерка с прицепом. Именно на ней мы и поедем в глубь уральских лесов.

Первая станция Ельничная. Здесь жизнь ещё кипит - работает пара магазинов, школа, депо. На станции неплохое путевое развитие.
Первая станция Ельничная. Здесь жизнь ещё кипит - работает пара магазинов, школа, депо. На станции неплохое путевое развитие.
Вид с Ельничного пруда на депо АУЖД. Кстати, это последняя станция, до которой можно доехать на машине круглый год. Теоретически можно доехать и до Санкино, но на практике это должен быть мощный внедорожник и сухая погода. Поэтому дальше безраздельно царит узкоколейка.
Вид с Ельничного пруда на депо АУЖД. Кстати, это последняя станция, до которой можно доехать на машине круглый год. Теоретически можно доехать и до Санкино, но на практике это должен быть мощный внедорожник и сухая погода. Поэтому дальше безраздельно царит узкоколейка.
Остатки станции "Строкинка". В самом посёлке жизнь тоже едва теплится - здесь живут не более 20 человек.
Остатки станции "Строкинка". В самом посёлке жизнь тоже едва теплится - здесь живут не более 20 человек.
Река Строка, в честь которой и назван посёлок, разделила его на две части - живую и мёртвую. На том берегу реки после обрушения моста доживают свой век заброшенные дома.
Река Строка, в честь которой и назван посёлок, разделила его на две части - живую и мёртвую. На том берегу реки после обрушения моста доживают свой век заброшенные дома.
Мёртвая часть Строкинки.
Мёртвая часть Строкинки.

Остатки станции Чернышёвка - это всё, что осталось от посёлка. Отсюда же начинается ветка на Берёзовку, которую сейчас активно восстанавливают. Далее до Муратково ничего нет - только остатки брошенных станций, бескрайние леса и болота.
Остатки станции Чернышёвка - это всё, что осталось от посёлка. Отсюда же начинается ветка на Берёзовку, которую сейчас активно восстанавливают. Далее до Муратково ничего нет - только остатки брошенных станций, бескрайние леса и болота.
А вот и Муратково. фото сделано с моста через Кыртомку.
А вот и Муратково. фото сделано с моста через Кыртомку.
Река Кыртомка очень живописна.
Река Кыртомка очень живописна.
Сотый километр - именно здесь и начинается посёлок Муратково, тоже сравнительно крупный по местным меркам. Магазин здесб есть, а вот школы нет, поэтому каждый день во время учебного года школьников возят в соседнее Санкино.
Сотый километр - именно здесь и начинается посёлок Муратково, тоже сравнительно крупный по местным меркам. Магазин здесб есть, а вот школы нет, поэтому каждый день во время учебного года школьников возят в соседнее Санкино.
Вокзал Муратково. Билеты здесь не продают, но зал ожидания работает, а в холодное время года даже отапливается. Боковое помещение занимает Почта России.
Вокзал Муратково. Билеты здесь не продают, но зал ожидания работает, а в холодное время года даже отапливается. Боковое помещение занимает Почта России.
Путевое развитие станции. На одном из путей стоит знаменитый вагон-храм, а на другом сцепы с лесом.
Путевое развитие станции. На одном из путей стоит знаменитый вагон-храм, а на другом сцепы с лесом.
На перегоне Муратково - Санкино нам попадается ремонтный поезд. Быстро скидываем пионерку и делаем снимки. Атмосферно.
На перегоне Муратково - Санкино нам попадается ремонтный поезд. Быстро скидываем пионерку и делаем снимки. Атмосферно.
А вот и станция Санкино - самая большая после Алапаевска и Верхней Синячихи. Здесь есть большое депо, а ещё именно отсюда ходят поезда в Калач.
А вот и станция Санкино - самая большая после Алапаевска и Верхней Синячихи. Здесь есть большое депо, а ещё именно отсюда ходят поезда в Калач.
Путевое развитие у станции большое, также есть ответвления к депо и к вееру с отставленными от работы вагонами.
Путевое развитие у станции большое, также есть ответвления к депо и к вееру с отставленными от работы вагонами.
Действующий подвижной состав у депо Санкино.
Действующий подвижной состав у депо Санкино.
Едем в Калач. На выезде из Санкино встретили целый рассадник пионерок. Такие мотодрезины есть у многих местных жителей.
Едем в Калач. На выезде из Санкино встретили целый рассадник пионерок. Такие мотодрезины есть у многих местных жителей.
Новенький мост через реку Тура. В мае его ещё доделывали, а теперь всё, он полностью готов. Отрадно, что мосты на ветке ремонтируются, это значит, что дорога живёт.
Новенький мост через реку Тура. В мае его ещё доделывали, а теперь всё, он полностью готов. Отрадно, что мосты на ветке ремонтируются, это значит, что дорога живёт.
Река Тура - большая и красивая. Местные активно ловят здесь рыбу.
Река Тура - большая и красивая. Местные активно ловят здесь рыбу.
А вот второй мост ещё не отремонтировали и ходить по нему немного страшновато - часть шпал в не очень хорошем состоянии, по пешеходную часть вообще промолчу.
А вот второй мост ещё не отремонтировали и ходить по нему немного страшновато - часть шпал в не очень хорошем состоянии, по пешеходную часть вообще промолчу.
Проходит он через реку Санкина. По легенде на дне реки лежит тепловоз, упавший с неё во время крушения.
Проходит он через реку Санкина. По легенде на дне реки лежит тепловоз, упавший с неё во время крушения.
Разъезд Шамейное. посёлок выселен ещё в СССР, теперь это просто разъезд, а ещё остановка грибников и охотников, которые поставили чуть поодаль небольшой навес.
Разъезд Шамейное. посёлок выселен ещё в СССР, теперь это просто разъезд, а ещё остановка грибников и охотников, которые поставили чуть поодаль небольшой навес.
Жители Калача едут в "цивилизацию" . Кстати, везут в Санкино продукты своего производства - сыр, масло, шерсть.
Жители Калача едут в "цивилизацию" . Кстати, везут в Санкино продукты своего производства - сыр, масло, шерсть.
А вот и станция Калач. Здание станции не действует, внутри есть магазинчик, работающий два дня в неделю по паре часов. Хороший график!
А вот и станция Калач. Здание станции не действует, внутри есть магазинчик, работающий два дня в неделю по паре часов. Хороший график!
Заброшенное здание депо в Калаче.
Заброшенное здание депо в Калаче.
Вид на Калач с линии АУЖД. Сейчас здесь проживает человек 15.
Вид на Калач с линии АУЖД. Сейчас здесь проживает человек 15.
Самая дальняя точка АУЖД. Дальше поезд не идёт, пути разобраны.
Самая дальняя точка АУЖД. Дальше поезд не идёт, пути разобраны.
Всё, что осталось от линии дальше - это насыпь. Когда-то она шла до Романовского, но теперь Калач - это крайняя точка узкоколейки.
Всё, что осталось от линии дальше - это насыпь. Когда-то она шла до Романовского, но теперь Калач - это крайняя точка узкоколейки.
мост через реку Янсаевка. Скорее всего скоро рухнет, ходить по нему очень страшно - всё осыпается и шатается. А за ним в 1,5 км находится поселковое кладбище.
мост через реку Янсаевка. Скорее всего скоро рухнет, ходить по нему очень страшно - всё осыпается и шатается. А за ним в 1,5 км находится поселковое кладбище.
Река Янсаевка. Вода здесь тёмная, как на торфяных реках.
Река Янсаевка. Вода здесь тёмная, как на торфяных реках.
Чудо местной инжерерной мысли - мост, построенный местными жителями. А идёт он в деревню Чащевитка, о которой практически нигде нет упоминания.
Чудо местной инжерерной мысли - мост, построенный местными жителями. А идёт он в деревню Чащевитка, о которой практически нигде нет упоминания.
Деревня Чащевитка. Население - три человека. Это крайняя точка цивилизации, дальше только бескрайние уральские леса. Погуляв здесь и по Калачу возвращаемся на станцию, недалеко от которой распологаемся и готовим на костре нехитрую походную снедь. На этом экскурсия по алапаевской узкоколейке заканчивается.
Деревня Чащевитка. Население - три человека. Это крайняя точка цивилизации, дальше только бескрайние уральские леса. Погуляв здесь и по Калачу возвращаемся на станцию, недалеко от которой распологаемся и готовим на костре нехитрую походную снедь. На этом экскурсия по алапаевской узкоколейке заканчивается.

Друзья! Я надеюсь, что вам было интересно, поэтому ставим лайк, подписываемся, а также рекомендуем канал друзьям. Спасибо! Если есть какие-то вопросы, то можете задать их автору в комментариях.