Семейный бизнес – это тонкая и кропотливая работа, которая основана прежде всего на доверии.
Если между мужем и женой, родными людьми есть недопонимания и разногласия на почве личных взаимоотношениях, то ни о каком деловом союзе не может быть и речи. Поэтому прежде, чем запустить машину под названием «бизнес», необходимо уладить все конфликты и устранить негатив. Иначе они будут неизбежно кочевать с работы в семью и, наоборот.
Важно помнить, что семейный бизнес подразумевает общение в режиме 24/7. Если в обычной жизни супруги видятся только утром, вечером и по выходным, то создавая общее детище им придётся находится рядом друг с другом постоянно. Не многие пары способны на такой «подвиг», поэтому при построении совместного бизнеса надо это учитывать.
Переходим к иерархии. Ещё «на берегу» постарайтесь договориться, кто и за что будет отвечать. Это очень важной пункт, который при правильном планировании поможет избежать большинство конфликтов. Даже при условном равенстве партнеров, должен быть «локомотив», который задаёт нужное направление. Либо пусть будет три ниши, в каждой из которых свой «король». Например, вы в плане бухгалтерии и вопросов с законом, а ваш муж — это сфера производства. Сестра отвечает за маркетинг. А старший сын — юный адепт логистики. Все на своем месте боссы, звезды, а вместе созвездие!
И, пожалуй, один из самых щепетильных вопросов – это финансы. Когда прибыль минимальная, то чаще всего, её возвращают обратно в недра бизнеса, чтобы тот продолжал набирать обороты. Но со временем, когда весь механизм работает как часы и приносит крупные суммы, конфликтов не избежать. Надо заранее договориться, кто и за что будет получать зарплату, чтобы потом не возникло вопросов и обид, что кто-то много работал, а кто - то много получил.
А у вас был опыт работы с мужем или родственниками? Поделитесь!
Ваша Елена Янина.