1,2K подписчиков

Banksy — талант или бездарность?

Представьте, что вы одни в совершенно пустой комнате: кругом белые стены, а перед вами всего одно изображение. Чем бы оно было?
Для меня — Джоконда, так как это негласный символ изобразительного искусства. Другие люди, которые мыслят чуть шире, представят разнообразные шедевры современного и классического искусства, и только пару процентов людей в силу своей уникальности представят на стене граффити.

Вообще, граффити принято считать скорее методом самовыражения, нежели искусством.

Но если я уж стал его разбирать, то начнем с самого высокого его проявления: с рисунков, несущих смысловую нагрузку и прямую социальную направленность.

«Рабский труд» // londongraffititours.com
«Рабский труд» // londongraffititours.com

Бэнкси — известный граффити художник, автор многочисленных картин, режиссер фильмов независимого кино, человек которого вы точно знаете, возможно даже, что вы подписаны на него в инстаграме. Бэнкси - это не только человек, это скорее и образ, символ отдельной ветви стрит-арта социального ориентирования.
Самое прекрасное, что есть в этом уличном художнике — (Banksy — это скорее проект, который появился на рубеже девяностых и изначально делался одним человеком, но позже разросся и теперь представляет группу соавторов. Однако это всего лишь одна из версий о человеке, скрывающимся под маской; существуют и другие) это его полная анонимность, которая позволяет ему полностью обезопасить себя от осуждения окружающими, и освобождает от зависимости от одобрений.

Оскорбления направлены на то, чтобы задеть личность. А что делать обидчику, если личность его жертвы скрыта? Кому нравится критиковать тень, роль которой художник играет очень умело?

Если что-то появляется в этом мире — значит, уже существует группа людей, которая это ненавидит. Для меня стрит-арт — часть современной поп-культуры, которая обедняет не только музыку, но и изобразительное искусство, одежду и многое другое. Я же причисляю себя к той группе людей, которая не любит поп-арт, однако выставка Бэнкси в Москве заставила меня пересмотреть все свои взгляды.
Я никогда не видел в этом вандализма, но и искусства в рисунках на стенах я тоже не видел — мой акцент был смещен на социальную направленность, и, посмотрев в музее пару видео (про споры и конфликты с другими граффити-художниками), увидев в творчестве отражение важных проблем, в моей голове сложился пазл — я понял, что это искусство.

Дисмаленд (Dismaland) — фестиваль, выставка современного искусства, созданная в стиле поп-арт. Созданный более чем пятидесятью художниками под руководством Бэнкси, этот парк – это совокупность инсталляций, которые обличают многие пороки людей в современном обществе, первая из которых посвящена пустой, бесполезной работе в виде галочки, своеобразному Сизифову труду. В основу легло мрачное переосмысление Диснейленда. Как пример, инсталляция с Золушкой напоминает трагедию, в которой погибла принцесса Диана. За мультяшными декорациями приглядывал намеренно отвратительный персонал, они придавали всей инсталляции правильное настроение — вам должно хотеться убежать оттуда, но чувства любопытства должно вас остановить. Аттракционы в этом парке тоже были подобающими, как и весь парк, отражающими суть сатирического стрит-арта // blogspot.com
Дисмаленд (Dismaland) — фестиваль, выставка современного искусства, созданная в стиле поп-арт. Созданный более чем пятидесятью художниками под руководством Бэнкси, этот парк – это совокупность инсталляций, которые обличают многие пороки людей в современном обществе, первая из которых посвящена пустой, бесполезной работе в виде галочки, своеобразному Сизифову труду. В основу легло мрачное переосмысление Диснейленда. Как пример, инсталляция с Золушкой напоминает трагедию, в которой погибла принцесса Диана. За мультяшными декорациями приглядывал намеренно отвратительный персонал, они придавали всей инсталляции правильное настроение — вам должно хотеться убежать оттуда, но чувства любопытства должно вас остановить. Аттракционы в этом парке тоже были подобающими, как и весь парк, отражающими суть сатирического стрит-арта // blogspot.com

Бэнкси делает сложное искусство, не всегда законное — оно обличает грязные стороны как английской, так и мировой политики. Раньше работы этого художника закрашивали, заклеивали баннерами, а теперь коллекционеры вырывают из-за них куски стен, а миллиардеры ставят на них тяжелые стеклянные рамы (прямо на улицах).

Чем искусство задумывалось изначально?

Раньше изобразительное искусство было особым видом эгоизма. Короли и знатные люди из далекого прошлого заказывали картины, чтобы показать потомкам свои дорогие меха, золото, свою красоту, величие и богатство. Искусство было не по карману, не по статусу для простых людей. Когда тебя чего-то лишают, ты придумываешь нечто свое для замещения; тогда они придумали свое искусство. В граффити оно превратилось спустя сотни лет.

На выставке Banksy в ЦДХ // Фото автора
На выставке Banksy в ЦДХ // Фото автора

Бэнкси есть исключение из этого правила: его искусство интересно и понятно и богатому коллекционеру, и простому человеку. В этом уникальная особенность большей части стрит-арта; он легко читается. Чтобы его понять, не нужно обладать особо глубокими знаниями.

Граффити-художники недолюбливают Бэнкси, считая его слишком попсовым и неестественным для их культуры, но именно предав эти якобы устоявшиеся идеалы, самый известный граффити-художник таким известным и стал.

Но этого человека нельзя назвать мастером лишь уличной живописи: его перформансы считаются одними из самых громких и дорого продающихся в мире.

Продажа «Девочки с воздушным шаром» на аукционе: картина была изрезана шредером сразу после продажи. Это был громкий рекламный перфоманс, который, заметьте, сохранил целостность картины, но в несколько раз увеличил ее стоимость и зафиксировал имя Бэнкси в первых строках новостных изданий на несколько недель.

«Наскальный рисунок»
«Наскальный рисунок»

Талантливо, что уж скажешь. Но это было не первое его подобное выступление. Другая громкая история гласит о полотнах, принесенных в крупнейшие музеи мира командой художника, и развешанных в центральных залах. Например Британский музей теперь уже с гордостью хранит наскальную живопись, принесенную туда 13 лет назад (Также существует проект Дисмаленд, о котором вы можете прочитать после основного текста).

Бэнкси реагирует на все изменения, происходящие в обществе, реагирует быстро и по-своему верно, его работы влияют на общественность и время, он выступает против войны, социального неравенства, и всех остальных невзгод жизни; однако именно с работ Бэнкси стоит начинать, если вы хотите познакомится с культурой серьёзного уличного искусства — а там переходить к Королю Роббо, например.

Бэнкси прекрасен тем, что работает для вас и на вас, ему плевать на мнения художественных критиков и коллег по цеху, ему не важна стоимость его собственных «полотен». Но главное то, что художник, по значимости возможно сравнимый с Леонардо да Винчи, является нашим современником.

Так является ли творчество Бэнкси искусством? В какой-то мере это так — но лишь в какой-то мере. Это как с мультипликацией — да, все это красивые картинки, но созданные зачастую лишь для людского развлечения — назвать их искусством в самом высшем его проявлении нельзя. Творчество Бэнкси хоть и не похоже на мультфильмы, но все равно призвано занимать обывателя размышлениями — размышлениями другого характера, например, о проблемах самого современного мира: от «брексита» до глобального потепления.
Но естьи одно существенное различие:

мы чаще запоминаем сухой сюжет мультфильма, но забываем самую его суть; с картинами Бэнкси все наоборот.

by Георгий Сал