Тот, кто не очень часто прогуливал уроки физики, уже в пятом классе понимал важность аэродинамики для любого движущегося объекта в том числе и автомобиля. Суть, в общем-то, простая - чем ниже сопротивление воздуха у той или иной машины, тем меньше она потребляет энергии и тем тише движется.
Не удивительно, что на протяжении многих лет производители автомобилей экспериментировали с экстремальными формами транспортных средств, чтобы максимально снизить коэффициент лобового сопротивления. Но лишь несколько образцов оказались более радикальными, чем Aerodynamics Research Volkswagen (ARVW) 1980 года. Этот одноместный концепт по-прежнему остается самым аэродинамичным автомобилем, когда-либо созданным VW.
В определенной степени на запуск этого проекта немцев подтолкнул нефтяной кризис 70-х. Но главной целью ARVW все же была не экономичность. Концепт был призван показать, как оптимизированная аэродинамика и легкая конструкция позволяют развивать высокие скорости, даже если двигатель не обладает огромной мощностью.
Первоочередная задача перед инженерами-компоновщиками состояла в том, чтобы разместить водителя, мотор, трансмиссию и четыре колеса внутри кузова с минимальной фронтальной площадью. В результате высота этой сухопутной «ракеты» не превышала 83 сантиметров, а ширина составляла 1,10 метра.
Чтобы добиться максимальной обтекаемости днище экспериментального автомобиля было сделано совершенно гладким, а колесные арки закрыты. Сама конструкция кузова состояла из алюминиевой пространственной рамы, обшитой пластиковыми и карбоновыми листами. Для поддержания курсовой устойчивости на высоких скоростях концепт оснастили вертикальными и горизонтальными плавниками-стабилизаторами.
Разгоняла этот аппарат 177-сильнная, дизельная «шестерка» объемом 2,4 л. Расположенный непосредственно за водителем двигатель приводил в движение задние колеса с помощью цепного привода. Для охлаждения мотора в кузове было сделано несколько отверстий. Самое большое из них было выполнено в носу машины: оттуда воздух свободно проходил через радиатор и выходил из верхней части.
Результатом всех усилий инженеров стал рекордно низкий коэффициент сопротивления в 0,15, то есть примерно в два раза меньше, чем у большинства современных легковушек. Кроме того, на итальянском полигоне в Нардо гонщик Кеке Росберг разогнал ARVW до 362 км/ч, попутно установив два мировых рекорда скорости для дизельных автомобилей.