Учебный год уже закончен, но в преддверии 1 июня хотим рассказать про арифметические задачки, которые клинские школьники решали в начале прошлого века.
В краеведческих фондах хранится «Собрание арифметических задач для гимназий и прогимназий, мужских и женских, реальных, уездных и городских училищ, учительских институтов и семинарий». В уездном городе Клину из перечисленных учебных заведений были женская гимназия в начале Дворянской улицы и реальное училище на Купеческой улице - для мальчиков. Учеников реальных училищ называли «реалистами». И они, и учащиеся гимназий решали на уроках задачи из «реальной жизни». Ниже приведены несколько задач, знакомых клинским школьникам начала ХХ века. Можете проверить свои силы и Вы.
Значительная часть задач посвящено купеческим сделкам и торговым расчетам.
«В лавке было 4 цыбика* чаю по 93 фунта в каждом, ценою по 4 руб. за фунт и 3 цыбика чаю по 84 фунта с двухрублевым чаем. Лавочник смешал весь чай и продал всю смесь по 3 руб. фунт. Сколько он получил убытка?»
*Цыбик - ящик, пакет, тюк, обшитый кожей, чаще от 40 до 80 фунтов (т.е. от 16 до 32 кг)
«Мебельщик, продавая по 60 руб. дюжину стульев, стоивших ему 3 руб. каждый, получил 612 руб. прибыли. Сколько стульев он продал?
Часто в задачах фигурирует «некто», более или менее благополучный, а то и вполне состоятельный господин, покупающий имение, экипаж и пр.
«Некто тратит в год на квартиру 580 р., на платье 460, на стол 600, на мелочные расходы 500 руб. и сберегает ежегодно 360 руб. Как велик его годовой доход?».
«Некто, имея 18.141 руб., должен прожить на эти деньги год и заплатить долгу трем кредиторам: одному 4175, другому 6290 и третьему 3240 руб.; сколько он может истратить в год на себя?»
«Из 1800 руб. годового дохода я проживаю 1265; сколько я могу сберегать ежегодно? Как изменится сбережение, если доход увеличится 200-мя руб.? А если он уменьшится на 180 руб.? Нельзя ли тогда, изменив расходы, достигнуть того, чтобы сбережение осталось такое же, как и прежде?» Или: «как изменилось бы сбережение, если бы я стал проживать на 200 руб. больше прежнего?»
«Некто, получая 3000 руб. в год, разсчитывает, что через 25 лет его сбережения будут составлять на 4800 меньше 12 000 руб; по скольку он тратит в месяц?».
Здесь приведены самые простые задачи, постепенно, к концу учебника их уровень усложняется, и решить их быстро, с ходу, смогут не так много современных молодых людей.
Получается, что еще на этапе чтения условий задач ученики получали основы экономических знаний, - пока в масштабах очень скромных. Чтобы во взрослой жизни думать и понимать, на что тратить деньги, как сэкономить и отложить, т.е. уметь распоряжаться деньгами. Напомним, что эти дети - гимназисты и реалисты – были из состоятельных семей.
PS
Для тех, кому такое обучение представляется излишне прагматичным, приведем темы сочинений.
Для младших классов:
- Что видела птичка в дальних странах?
- История постройки дома и организации при нем сада.
- Лес в лучшую свою пору.
- Встреча войска, возвратившегося из похода
Для старших классов:
- О скоротечности жизни.
- Какие предметы составляют богатство России и почему?
- О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
Значит, учили думать не только о материальном?
Ну и в финале нашей статьи анекдот про гимназиста.
«В лавку входит гимназист лет девяти и обращается к купцу со следующими словами:
- Полфунта сахара ценой 16 коп. за фунт, полфунта масла ценой полтора рубля за фунт, полфунта сыру, ценой в 60 коп. фунт, полфунта кофе ценой 70 коп. за фунт. Если я вам дам монету в 10 руб., сколько вы дадите мне сдачи?
- 8 руб. 52 копейки, - ответил купец, написав и сосчитав все это предварительно на бумаге.
- Будьте любезны, дайте мне этот счет; это моя задача из арифметики на завтра: я ее спишу дома. А товару мне не надо!»