Найти тему

AMX ELC(Десант Франции)

В 50-х годах ХХ столетия министерство обороны Франции инициировало программу ELC, которая предусматривала создание авиатранспортабельной боевой машины поддержки десанта с экипажем из двух человек массой менее 7 тонн. Фирма AMX создала танк на базе подвозчика боеприпасов CC-2 (который, в свою очередь, основывался на Hotchkiss TT6-52). Всего было построено два прототипа: AMX ELC и ELC BIS. Ни один из созданных в рамках программы ELC прототипов в серию не пошёл.

AMX ELC впервые появился на бумаге 27 апреля 1954 года. Проект, изначально названный Chenillette biplace avec casemate tournante de 90 (2-местная танкетка с 90-мм пушкой, установленной в казематной башне), предполагал размещение обоих членов экипажа в башне. С одной стороны, это упрощало компоновочную схему. Двигатель разместили в носовой части, что позволило сделать боевую машину компактной.

На испытания первый прототип AMX ELC 90 вышел в 1955 году. По итогам испытаний, продолжавшихся 2 года, на свет появился танк AMX ELC bis. От первого прототипа машина заметно отличалась. На башне появились дымовые гранатомёты. Переработке подверглись приборы наблюдения, была изменена и конструкция орудийной маски. Изменились надмоторная плита и лобовой лист корпуса, серьёзной переделке подверглись надгусеничные полки и находящиеся на ней элементы. Число опорных катков выросло до пяти.

Испытания продолжались до 1961 года, когда программу Engin Léger de Combat закрыли. Специализированного авиадесантного танка французская армия так и не дождалась, хотя AMX ELC 90 bis был далеко не самой плохой машиной. Безусловно, недостатков у него хватало. Особенно это касается манёвренности огня и удобства вождения. Но для специфичных задач он вполне подходил.

Корпус и бронирование

-2

Особенность AMX ELC bis — расположение всего экипажа (двух человек) в башне. Двигатель располагался в передней части. Литая лобовая часть сделана клиновидной, надмоторная плита разделена на три секции. Значительная часть длины надгусеничных полок занята различными элементами, которые скрываются под коробами. Таким образом, инженеры AMX максимально использовали пустующие элементы конструкции. Днище AMX ELC bis практически лишено лючков.

Гранёная сварная башня – довольно редкое для послевоенных французских танков решение. В основном, французы предпочитали литую конструкцию башен. С правой стороны башни находится смотровой прибор — перископический прицел. При этом командир, он же наводчик, находится слева, а не справа. Такая хитрая система предусматривалась ещё на проекте 1954 года, но отсутствовала на первом прототипе. Благодаря размещению большого количества призматических приборов наблюдения в командирском люке, обзор у командира вполне достойный. Правда, внутри очень тесно, так что сильно головой не повертеть. Не надо забывать, что командир – он же и заряжающий, и наводчик.

ВООРУЖЕНИЕ

Машина получила 90-мм пушку D915, размещавшуюся в двухместной башне TC 910 разработки "FAHM" — "Forges et Aciéries de la Marine et d'Homécourt", более известна как "Saint-Chamond". Конструктивно и само орудие, и его маска, представляют типичный образец французкого послевоенного танкового вооружения. Дульный тормоз аналогичен тому, что применялся на AMX-13\90, во многом и маска схожа с таковой у AMX-13. В кормовой части башни размещаются антенные порты и дымовые гранатомёты. В кормовой нише также размещается часть боеукладки. Из-за сжатой компоновки механик-водитель и командир (наводчик и заряжающий орудия) располагались в башне и во время езды поворот башни и стрельба из орудия была невозможна. Огонь можно было вести во время остановки танка, при этом башня имела круговое вращение. Когда танк стоял на месте, его башня могла вращаться на все 360°, а в движении оставалась неподвижной, как рубка штурмового орудия. Подобное было из-за экипажа, располагавшегося в башне по обе стороны от орудия.

-3

Ходовая

Ходовая часть состоит из 5 опорных и 3 поддерживающих катков на борт. На машине использована схема с передним размещением ведущего колеса и трансмиссии. Это вполне логичное решение, учитывая тот факт, что двигатель также находится спереди

На танке устанавливался бензиновый двигатель мощностью 170 л.с. Трансмиссия механического типа.