1,1K подписчиков

Шри-Ланка. Средневековое королевство до завоевания Чолами VI часть

Анурадхапура
Анурадхапура

Предыдущую часть читайте тут👣

Кажется, сложившаяся к 10 в. на Ланке система земельных отношений не особенно отличалась от той, что существовала на материке. Основанная масса арендаторов в храмовых деревнях владела землей на основе заключенного с верховным собственником земли соглашения и выплачивала часть урожая землевладельцу. Эта система была аналогична "текущему утверждению счета" (патта) в Майсуре. По-видимому, "кудины" были свободными арендаторами, как и в недавнем прошлом в Индии, но надписи в Махинтале запрещают сгонять с земли земледельцев, которые были наследственными держателями своих участков. Такие наследственные держания среди арендаторов уже начали входить в практику, видимо, в результате развития политики невмешательства в наследование земельных участков потомками того крестьянина, который первым занял землю.

Анурадхапура
Анурадхапура

Процесс носил постепенный характер и даже в конце голландского периода наиболее важные в хозяйственном отношении земли, находившиеся в пользовании арендаторов, всё ещё не были наследственными, тогда как земельные наделы деревенских служителей и других лиц уже стали таковыми, при условии, конечно, оказания соответствующих услуг. В 10 в. правительственные чиновники и деревенские старосты получали в кормление за свою службу особые участки земли, также как и храмовые рабы и деревенские служители. Обычное держание каменщика в такой деревне составляло 1 Ґ кирийя (6 акров) рисового чека; её окружал или внутри неё находился сад, и участок "высокой земли". "Кебели" ("куски") также часто упоминаются, очевидно, они представляли собой часть села или поместья. Создание их храмами обычно запрещалось в пожалованиях.   Выше этих владений мы находим "патта" или "гам-патта". Деталей недостаёт, но держатели "гам-патты" надписей явно занимали превосходящую должность. По аналогии с малабарским "канна-паттам" мы можем придти к выводу, что под этим термином подразумевался земельный надел, имевший твёрдо установленную арендную плату, но зато арендатор мог свободно продлевать условия арендного договора.  

Превосходящими наделами были "памуну" ("владение") и "укас" ("залог"). "Памуну" жаловались королём, или, в его княжестве, вице-королём, с приложением печати, и включали все пожалования храмам или благотворительным учреждениям, также как и влиятельным местным вождям; в последнем случае названные лица часто, но не всегда, кроме небольшой арендной платы, должны был подносить определённое количество масла для святилища Зуба Будды или какого-либо иного храма. Держатели "памуну" обладали правом полной собственности, как его тогда понимали. Судя по индийской практике, это зависело от того, отчуждалась ли земля или наследовалась потомками первого владельца. "Укас" можно сравнить с малабарским "отти" или залоговым владением. Прямая продажа считалась позорной, поэтому передача земли новому собственнику происходила под видом внесения им определенного залога, причём прежний владелец сохранял неопределенное право возвращения земли в случае уплаты долга.

Анурадхапура
Анурадхапура

За пределами храмовых владений подобная форма землевладения всё ещё сохраняется в землях Траванкора, где государство находится в положении должника по закладной. Хотя это владение сохраняется и в некоторых тамильских районах, в стране сингалов оно исчезло. Мы практически ничего не знаем о земельных владениях за пределами храмовых сёл, но почти нет сомнений, что принципиальных различиях между ними не было, и король просто занял место землевладельца из среды духовенства.

С тобой был 💯Алекс Авантюрист! Более 1000 авторских видео о самостоятельных путешествиях смотрите тут!

У нас каждый день выходят крутые статьи и видео про самостоятельные путешествия и исторические факты. Без перерыва. Подписывайся, ставь лайк, и каждый день под рукой будет качественное приятное чтение и видео.

В комментариях свободное общение и вопросы автору.

Следующую часть читайте тут👣