Найти тему
STROFA

Н.В. Гоголь - гениальность и безумие .

Оглавление

Н. В. Гоголь был гением русской литературы, его имя знает каждый школьник и взрослый. Абсолютно любой человек назовет хотя бы три произведения писателя без раздумий. Его имя ассоциируется с чем то мистическим и сакральным, а его смерть окутана тайной. Это уникальная личность; в наследие от него получен бесценный дар произведений, где он предстает то тонким сатириком, вскрывающим язвы современности, то мистиком, заставляющим бегать по коже мурашки. Однако за счёт чего творения Гоголя были окутаны мистикой? Почему автор сжигал свои произведения? Что преобладало в человеке - гениальность или безумие ? И может ли одно существовать без другого ?

-2

По мнению медиков Н. В. Гоголь был болен шизофренией, которая периодически обострялась острыми приступами психоза. Все мы знаем, что такой диагноз как шизофрения предполагает различные галлюцинации. У писателя наблюдались слуховые и визуальные галлюцинации, он очень часто находился в состоянии апатии и не реагировал на окружающий его мир. Порой состояния сильной заторможенности и отрешенности сменялись приступами гиперактивного поведения и появлением сильной клаустрофобии. Февральской ночью 1852 года Гоголь сжег свои рукописи, сославшись потом на происки дьявола. Состояние писателя стало резко ухудшаться. Он перестал принимать пищу. 21 февраля Гоголь умер от истощения. Причины его смерти до сих пор точно не установлены – одни гипотезы говорят об отравлении ртутью, другие – о самоубийстве. Однако версия с намеренным доведением до летального исхода вполне обоснована, если учесть тот факт, что сам Гоголь считал, будто в его теле все органы смещены, а желудок и вовсе расположен «вверх дном». Подобное утверждение на фоне развития шизофрении вполне могло привести к трагическим последствиям.

-3

Путь безумия- путь жизни.

Н. В. Гоголь во многом был похож на свое отца Василия Афанасьевича, такой же скромный и тихий. Василий писал стихи, пробовал себя в комедии, ставил спектакли для родных и близких. Его мать тоже наделила всем известного автора определенными чертами. Мария Ивановна была глубоко религиозным человеком, однако она верила в мистику и различные суеверия, что и отразилось в жизни Гоголя. Она сумела привить своему сыну богобоязненность и веру в предчувствия. Это повлияло на ребенка, и он рос, с детства испытывая интерес ко всему таинственному и необъяснимому. Эти увлечения в полной мере нашли свое воплощение в его творчестве. Мать Гоголя была личностью столь неоднозначной, что многие люди поговаривали, что она ведьма. Писатель вобрал в себя черты своих родителей и предстал перед нами скромным и тихим человеком с тягой ко всему мистическому.

-4

Однажды, в юном возрасте , родители оставили Н.В. Гоголя одного дома, куда пробралась черная кошка. Из- за сильного воображения мальчик испугался кошку, которая подкралась к нему сзади. Гоголь схватил кошку и выкинул ее в пруд, с тех пор его не покидала мысль о том, что кошка была не простой. Он фантазировал , будто кошка - обернувшийся в животное человек. Есть большая вероятность, что никакой кошки не существовало и это была лишь галлюцинация. . Эта история нашла свое воплощение в повести «Майская ночь, или Утопленница», где ведьма обладала даром перевоплощаться в черную кошку и творить в таком обличии зло. Литературные исследователи заметили, что в произведениях Гоголя образ черной кошки всегда символизировал зло.

-5

В юношеские годы, проведенные в гимназии Гоголь мечтал о переезде в Петербург. Писатель был одержим этим городом, что очевидно для читателя по циклу "Петербургские повести". Писатель мечтал жить в столице и заниматься творчеством во благо обществу. Однако город был сер и жесток, недаром в нем разворачивается мысль о " маленьком человеке". Петербург жесток к чиновничьему классу и не оправдал ожиданий писателя. Николай Васильевич создает поэму «Ганс Кюхельгартен», но выпускает ее в печать под псевдонимом. Поэма разгромлена критиками, и писатель, не выдержав этого разочарования, выкупает весь тираж книги и предает ее огню. Далеко не каждый автор решится уничтожить свое творение на корню.

Есть еще одна специфичная заметка. Я думаю, что абсолютно все люди знают одно из самых популярных произведений - " Вий". Благодаря многочисленным экранизациям, произведение у всех на слуху. Считается, что для основы произведения Гоголь взял старинные народные предания о главе нечисти. Однако исследователи его творчества не нашли ни одного предания с похожим сюжетом. Подобные странности не раз встречались в творчестве писателя.

-6

Гений или сумасшедший?

1839 год Гоголь проводит в путешествиях. Во время посещения Рима он подхватил тяжелую болезнь, которая носила название «болотная лихорадка». Недуг протекал очень тяжело и грозил писателю смертью. Он сумел выжить, но болезнь затронула его мозг. Следствием этого стало душевное и физическое расстройство. Частые обмороки, голоса и видения, посещавшие воспаленное энцефалитом сознание Николая Васильевича, терзали его. Ухудшение здоровья прогрессирует, творческое вдохновение исчерпывает себя. Работа дается писателю все сложнее. Все чаще он говорит о том, что нечистая сила влияет на него. Мистика в жизни Гоголя всегда занимала свое место. Смерть близкой подруги, Е. М. Хомяковой, подкосила писателя окончательно. Он видит в этом страшное предзнаменование для себя. Гоголю все чаще кажется, что его смерть близка, и он очень ее боится.

Фобии писателя невероятно обостряются. Известно, что более всего на свете он боялся впасть в летаргический сон и быть похороненным заживо. Чтобы избежать этого, в своем завещании он попросил похоронить его лишь после того, как очевидными станут все признаки смерти и начнется разложение. Он настолько боялся этого, что спал исключительно сидя в креслах. Страх таинственной смерти постоянно преследовал его.

В ночь с 11 на 12 февраля произошло событие, которое до сих пор тревожит умы многих биографов Гоголя. Находясь в гостях у графа А. Толстого, в эту ночь Николай Васильевич чувствовал себя крайне обеспокоенно. Он не находил себе места. И вот, словно решившись на что-то, достал из портфеля пачку листов и бросил ее в огонь. По некоторым версиям, это был второй том «Мертвых душ», но также есть мнение, что рукопись уцелела, а сожжены были другие бумаги. С этого момента недуг Гоголя прогрессировал с неумолимой быстротой. Все чаще его преследовали видения и голоса, он отказался от еды. Врачи, призванные его друзьями, пытались лечить его, но все было напрасно. Гоголь оставил этот мир 21 февраля 1852 года. Врач Тарасенков констатировал смерть Николая Васильевича. Ему было всего 43 года. То, во сколько лет умер Гоголь, стало большим потрясением для его родных и близких. Русская культура потеряла великого человека.

Была какая-то мистика в смерти Гоголя, в ее внезапности и стремительности. Похороны писателя прошли при огромном скоплении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, было воздвигнуто массивное надгробие из цельного куска черного гранита. Хотелось бы думать, что он обрел там вечный покой, но судьба распорядилась совершенно иначе. Спустя 79 лет было решено произвести перезахоронение Гоголя на Новодевичьем кладбище.

Для проведения эксгумации была приглашена целая комиссия, которой был составлен соответствующий акт. Странно, что в нем не было указано практически никаких деталей, только информация о том, что тело писателя было извлечено из могилы 31 мая 1931 года. Отсутствовала информация о положении тела и заключение медицинской экспертизы. Но на этом странности не заканчиваются. Когда стали копать, то выяснилось, что могила гораздо глубже, чем принято, а гроб помещен в кирпичный склеп. Останки писателя извлекли, когда наступили сумерки. И тут дух Гоголя сыграл своеобразную шутку над участниками этого мероприятия. На эксгумации присутствовало около 30 человек, включая именитых писателей того времени. Как выяснилось позже, воспоминания большинства из них очень сильно противоречили друг другу. Некоторые утверждали, что в могиле не было останков, она оказалась пуста. Другие уверяли, что писатель лежал на боку с вытянутыми руками, что свидетельствовало в пользу версии о летаргическом сне. Но большинство присутствующих утверждали, что тело лежало в обычной позе, но отсутствовала голова. Такие разные показания и сама фигура Гоголя, располагающая к фантастическим вымыслам, породили множество слухов о таинственной смерти Гоголя, расцарапанной крышке гроба. То, что происходило дальше, трудно назвать эксгумацией. Это больше напоминало кощунственное разграбление могилы великого писателя. Присутствующие решили взять себе на память «сувениры от Гоголя». Кто-то взял ребро, кто-то кусочек фольги из гроба, а директор кладбища Аракчеев стянул с покойного сапоги. Это кощунство не осталось безнаказанным. Все участники жестоко поплатились за свои поступки. Практически каждый из них в течение недолгого времени присоединился к писателю, покинув мир живых людей. Аракчеева же преследовали страшные сны, в которых являлся к нему Гоголь и требовал отдать сапоги. Находясь на грани сумасшествия, несчастный директор кладбища послушал совета старой бабки-вещуньи и закопал сапоги возле новой могилы Гоголя. После этого видения прекратились, но ясное сознание так и не вернулось к нему.

-7

Сумасшествие Гоголя несло в себе исключительные черты. Оно было в нем всегда, с рождения, но впоследствии, особенно перед смертью, овладело всем его существом. Это было преимущественно безумие тоски, которое дало особое направление его художественному зрению, и из-под "веселого рассказца" глянули меланхолические глаза, "тускло и странно уставленные на мир". Однако глаза великого художника, взгляд которых имел особое свойство прилипать к уродливым, пошлым сторонам бытия, вырывать эти стороны из полной жизни и выдавать их за полную жизнь, - смотрели не просто на абстрактные формы бытия, но именно на русскую землю так, что отражение бытия, искаженное внутренним безумием автора, вобрало в себя приметы реальной русской действительности, или, иными словами, русская действительность оказалась невольно и неожиданно жертвой черной магии, в результате чего она исказилась до неузнаваемости.