Человеческое сознание - это пластилин, из которого можно слепить все что угодно с помощью книг, фильмов, новостей, рекламы (и прочего информационного мусора). Самый мощный инструмент, литература может как вдохновлять и создавать образ будущего, к которому можно стремиться, так и вводить в заблуждение в угоду тому нарративу, который выгоден определенной группе или правящему классу. И здесь самое важное - это то, что читает молодое поколение, ведь это наше будущее.
Как-то я спросил у знакомого китайца, кто у него самый любимый русский писатель. Ответ меня очень удивил: "Островский!". Я сначала подумал, что речь про Александра Островского, драматурга 19 века, автора "Грозы" и "Бесприданницы". Автор он неплохой, но никогда не был в списке моих любимых. Однако потом до меня дошло, что ведь есть и второй Островский в русской литературе. Это советский автор Николай Островский, автор частично автобиографического романа "Как закалялась сталь". После самоуничтожения СССР, его просто "вышвырнули" из российской школьной программы по литературе. А между тем, "Как закалялась сталь" - это прекрасное произведение о мужестве, силе духа, самопожертвовании и любви. Это роман, который показывает человека, отдающего всю свою жизнь на благо родине. Почему? Да потому что он поверил в тот образ будущего, который предложила советская власть - это справедливое общество (по крайней мере, более эгалитарное, чем в Российской Империи), а также восстановление после разрухи гражданской войны с перспективой строительства коммунизма или хотя бы сверхдержавы. Островский и многие другие авторы эпохи соцреализма предлагали образ нового человека и образ будущего, ради которого можно не только жить, но и умереть.
Хорошо, сейчас нет образа будущего, нет национальной идеи, и что теперь есть вместо всех этих прекрасных идей времен соцреализма? А теперь в школьной программе у нас есть Солженицын, посредственный писатель (рейтинг "Архипелага" на ЛитРес всего 3.2). И никакой исследователь (его термин "художественного исследования" вообще оксюморон чистой воды) с его десятками миллионов расстрелянных. Его любят те, кто вечно кается за наше прошлое. Любит его и нынешняя власть, ведь очерняя "совок" легко казаться если не благом у руля родной страны, то хотя бы меньшим злом. Среди творческой элиты особенно поражает сравнение Бродского: «Хотя и с риском для жизни, индивидуум может позволить себе роскошь собрать показания свидетелей и учинить свой Нюрнбергский процесс.[...]". Ведь он сравнивает Советскую власть с Нацистской Германией, а значит Сталина - с Гитлером, и что же получается, и наши предки теперь приравнены к нацистам, с которыми они воевали? Спасибо, я обойдусь без этой идеологемы.
Краткий итог - у нас осталась великая литература, но нет уже образа будущего, национальной идеи и общей мечты. Нас лишили этого. Вместо этого мы будем вечно извиняться за советское прошлое и смотреть не вперед, а назад.