Найти тему

Таможня дает добро… или не дает? Часть 1.

Хотелось бы посвятить небольшой цикл постов о том, как мы многие годы работаем с таможней. Опыта импорта и взаимодействия с таможенными органами за годы накопилось столько, что уже в пору говорить о статистике и делать выводы.

Начнем с очень простых вещей, которые должны быть понятны каждому – до 90% материалов наши российские производства закупаются за границей, чаще всего это Китай и вся Юго-Восточная Азия. Если на изделии написано, что произведено в РФ, то при внимательном анализе становится понятно, что изделие на 70-90% состоит из импортных комплектующих. Например, пластик ПВХ для производства обычных приличных упаковочных пакетов импортный. Вопрос может быть лишь в том - в какой стадии переработки материал поступил в РФ – в гранулах для производства пвх или сразу в пленке, из которой небольшие цеха или производства «нарезали» пакеты. И так с каждой областью – начиная от бумаги, заканчивая тканями. Официальный импорт при этом заметно отличается от того потока, который идет на самом деле. Достаточно обратиться к любому логистику из интернета, и вам предложат везти «на их контракт» заметно дешевле, чем это обходится при белом импорте, но при этом без документов или документы за доплату. Все об этом знают, государство делает вид, что борется с этим, а по сути борется с теми, кто везет официально.

О том какой масштаб такого серого импорта мы судим на примере наших поставщиков – 9 из 10 не ставят ГТД (номер декларации по которой была произведен ввоз на территорию России), а пишут, что материал производства РФ, и за нал предлагают на 10% дешевле. Парадокс таков – что при цене за нал, цена продажи на рынке оказывается ниже, чем себестоимость официального ввоза, а при этом мы понимаем, что ребята еще и зарабатывают на этих материалах, предлагая их даже за нал.

Другой, более законный метод ввоза (хотя где там законность, ее еще надо поискать), это экспорт через Белоруссию, - там границы тоньше, как и карманы и запросы местных таможенных служб, в итоге товар приходит с хорошим дисконтом, по сравнению с официальным ввозом.

Понять компании, которые занимаются подобным ввозом можно – так сложился рынок, «все так делают», если так не делаешь, оказываешься не в рынке по цене. Второй важный момент – они полностью передают работу и ответственность брокерам на сторону, это гораздо проще, чем отвечать на запросы таможни, состоящие из 15 пунктов, в каждом из которых до 4х подпунктов (об этих требованиях будет отдельный пост).

Белый импорт - это только для средних/крупных компаний или для тех, кто ими хочет стать. Но, как и все в нашем королевстве доведено до абсурда, так и таможенное регулирование так же подвержено этой квази-логике. Достаточно посмотреть, с кем идет борьба. Не с теми, кто ввозит это на «чужие контракты» или через дружественные государства, а с теми, кто везет официально - именно им приходится доказывать, свое законное право покупать дешевле, чем оценивает таможня. Да, именно это и приходится доказывать. Не законность, легальность или фактический характер сделки, а именно «почему у вас цена на 30% ниже, чем средняя по этому коду ТНВЭД?». Прямая цитата инспектора при последнем провозе в мае 2020: «Я не могу вас выпустить без обеспечения, у вас минимальная цена по этому коду за последний месяц». То есть по сути предпринимателю вменяется в вину, что он пытается купить дешевле чем среднерыночная. В этом столько абсурда…. Но подробнее в следующих статьях про Таможню.