Несколько лет назад я впервые попала на BETT в Лондоне. Помню, по возвращению меня часто спрашивали о том, что больше всего удивило и заинтересовало там.
Удивило обилие предлагаемых решений для обучения подростков и старшеклассников, онлайн платформ на основе историй про Гарри Поттера и различных компьютерных игр.
Мы в борьбе за внимание ребёнка и идею мотивировать его учиться пытаемся впихнуть образовательный контент во всё, что популярно среди подростков.
Тетрадки и дневники с картинками из сериалов «Реальные пацаны» и «Кухня» на обложках, изучение реального мира и взаимоотношений посредством компьютерных игр с виртуальными никами вместо имён и аватарками вместо фотографий, учитель в костюме какого-то персонажа.
Что собственно происходит?
Каждый учитель как «Отче наш...» скажет, что игра - основная деятельность в начальной школе, а общение в старшей. Что там с подростками - бывают разные ответы.
В итоге игра в обучении задерживается при переходе из начальной школы в основную, а потом в основной мы ищем игры для мотивации обучающихся. От детских игр с мячом на уроке к компьютерным играм.
Том Беннет, независимый советник министерства образования Великобритании как-то отметил: «Предлагая ученикам игру, вы рискуете сфокусировать внимание не на том предмете. Учителя в наше время сталкиваются с необходимостью избавляться от спорных и неэффективных методов обучения».
А для осознания этих разных методов хорошо бы вспомнить те основы, которые в педагогических институтах преподавали всем будущим учителям, и которые сейчас при поиске новых (других) форм обучения очень актуальны.
Потому что до этого в обычной школе вроде как всё было выстроено более-менее системно, а тут с переходом в дистант всё как будто впервые, хотя вроде и не всегда...
Так вот хорошо бы вспомнить, что игра - ведущая деятельность дошкольников, а в начальной школе закладываются основы учения.
Что в своё время ссылаясь на концепцию ЛС Выготского Эльконин предложил возрастную периодизацию развития психики, основанную на смене ведущей деятельности:
1) игра – дошкольники (их оставим в покое).
2) обучение – младшие школьники (конечно с элементами игр). С быстрой сменой деятельности, активностью и подвижностью, с развитием познавательного интереса. Яркие картины, веселая музыка, активная совместная деятельность в решении задачи, шутка учителя вызывают немедленную ярковыраженную реакцию.
3) общение интимно-личное (коммуникативность) – подростки. Подросток чаще всего связывает обучение с личными, узко практическими целями. Ему необходимо знать, зачем нужно выполнять то или другое задание, таким образом он ищет цель и интерес в той или иной деятельности, получать продукт своего труда здесь и сейчас. Ему важно мнение коллектива и свой статус, соревновательность, работа в группах и проектах.
4) деятельность учебно-профессиональная – юноши. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением, саморазвитием и самоопределением.
Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.
И вот теперь, когда напомнили эти основы, можно говорить о видах деятельности в дистанционном обучении и онлайн образовании для каждой возрастной группы и поиске различных способов мотивации. О том, как строить взаимодействие в сети и за какие ниточки дёргать.
К чему это я?
К тому, что польза в организации дистанционного обучения сейчас, которую хочется взять с собой и развивать дальше (в качестве «это то, что возьму я с собой»), будет успешной при опоре на вот эти основания ведущей деятельности ребёнка в бОльшей степени, чем на всё многообразие платформ и инструментов, и даже содержание образовательной программы.
Схема получается такая:
Ребёнок - организация деятельности (формы,способы, виды) - подбор инструментов для организации деятельности (платформы, ресурсы) и параллельно структурирование содержания (деление на блоки-модули-дидактические единицы) - обучение во взаимодействии плюс само и взаимооценивание.
Ничего нового. Акцент на организации, а не содержании и технологиях хочется сделать.
Если мы идём от общения подростков в коллективе с духом соревновательности и практической деятельностью, то и подбираем формы организации различной групповой работы с использованием опросов и голосований, с чёткими инструкциями и обсуждениями.
И получается учитель - организатор и модератор, а не ведущий спикер и не транслятор.
Не нужно спрашивать: что ли в традиционной школе не так разве было? Что ли это не капитан очевидность?
Конечно всё так всегда и было. Именно поэтому «мы такие умные...»
А по факту: теоретически было, да, а практически: как придётся.
Сейчас есть шанс построить в относительно новых условиях не «как придётся», чтобы вести за собой, а не догонять.