Сейчас сложно представить дачу без привычных нам удобств – интернета, телевизора с парой десятков каналов, мобильной связи и прочих гаджетов, делающих нашу жизнь комфортной. А 30 лет назад мы и мечтать об этом не могли. Вместо ортопедического матраса спали на пружинной кровати, вместо интернета узнавали новости по радио, а вместо компьютерных игр играли в казаков-разбойников и догонялки. Магазина рядом не было, надо было или идти минут 40 до ближайшего поселка или ждать родственников из города.
Каждый год я проводила лето на даче в Подмосковье. В конце мая после окончания занятий в школе мы грузили машину вещами и продуктами, забирали бабушку и ехали на дачу. Как же я ждала тот момент, когда родители уезжали, а у нас с бабушкой начиналась наша дачная жизнь. Так случилось и в тот год в начале 90-х.
Подъем в 9 утра, завтрак. Потом я занималась своими детскими делами или помогала бабушке в огороде. В 14 часов обед, после него час отдыха. Потом игры, полив огорода и в 19 часов ужин. Ну а после ужина мы смотрели телевизор и готовились ко сну. В субботу приезжали родители из города, привозили продукты и газеты, нарушали наш спокойный ритм своей активностью и уезжали в воскресенье вечером.
Всё шло своим чередом до того самого дня. Была середина июля, на наш СНТ обрушилась сильная гроза и молния попала в электрическую подстанцию. Подстанция сгорела и наши дачи остались без электричества. Сейчас бы эта проблема решилась быстро – позвонить ответственным, написать жалобу, поставить на уши всех задействованных в решении проблемы. А тогда никто не знал, что делать. Ответственные люди находились за 30 км в ближайшем городе. Да и после развала страны никто не знал, кто за что отвечает. Телефона в радиусе нескольких километров не было. Поэтому дачники жили без электричества и ждали новостей из города. В течение недели стало ясно, что до конца лета подстанцию вряд ли починят, а следовательно, надо было принимать решение как жить дальше. В город меня отвозить родители не хотели – они весь день на работе, да и бабушка не хотела уезжать с дачи. Она встретила войну 20-летней девушкой и отключение электричества не было для неё из ряда вон выходящей ситуацией. Решили остаться на даче и приноровиться к новым условиям, благо плита у нас была газовая.
Готовила бабушка на плите или печке, когда было холодно и приходилось отапливать дом. Продукты вместо холодильника теперь хранились в колодце. Бабушка клала их в ведро, накрывала крышкой и опускала в воду. Как я помню, ничего не портилось. С чердака достали керосиновую лампу, родители из города привезли коробку свечей. И вечерами мы играли в домино и карточного дурака при свете свечки. Ну и спать ложились пораньше. Но вот была одна проблема и проблема в то время серьёзная. Как и большинство женщин в 90-е годы, моя бабушка обрушила все свои нерастраченные эмоции и переживания на героев мексиканских сериалов, которые один за одним стали появляться в наших телевизорах. Она не могла понять, что все страсти, которые разгорались на экране, были всего лишь актерской игрой, поэтому переживала за главных героинь во всю силу своей русской души. И неработающий телевизор стал для неё настоящим ударом. Когда родители приезжали из города, мама в первую очередь пересказывала сюжет прошедших серий. Наши соседские бабульки обменивались друг с другом важной информацией про Ракель, Антонио и подлеца Максимилиано. Общение с соседями стало более плотным. Помимо обсуждения сериальных героев, делились запасами продуктов (чтобы не испортились), вместе ходили в далёкий магазин, помогали друг другу физическим трудом (насосы и прочая электрическая техника не работали). И такое тесное соседское общение дошло до того, что дедушки нашего СНТ, видя страдания бабушек без мексиканских сериалов, достали нужный кабель, договорились с жителями соседнего СНТ, которые питались от другой подстанции, и подключили один телевизор. В назначенное время страждущие бабушки собирались на участке счастливой обладательницы работающего телевизора, садились в саду перед телевизором, который выносили на крыльцо, и наслаждались заморской сериальной любовью.
Прошло почти 30 лет. Я не знаю, насколько в действительности сложно было жить в тех условиях. Для меня они сохранились теплыми воспоминаниями о не совсем обычной дачной жизни, соседской добропомощи и нестандартном решении проблем. И сейчас, когда я слышу фырканье на предмет отсутствия джакузи или прочих изысков на даче, вспоминаю наш летний душ с бочкой, которую приходилось наполнять ведрами, ведь насос-то не работал. Было бы желание!
Конечно, сейчас добровольно я бы не согласилась жить за городом без электричества. Но знаю, что в случае форс-мажора я не пропаду. Не такой меня бабушка воспитала. А вы бы согласились сейчас прожить месяц на даче без электричества? Или комфорт для вас на первом месте?