Троица, самый загадочный праздник на Руси, вобравший в себя мудрость поколений. Что мы знаем? В 381 году, в Константинополе, на II Вселенский соборе, сформулировано учение о Троице. Но это не только догмат о равенстве и единосущии всех Божеских лиц. А что было ранее? Ранее эллины чтили трех богинь Луны как один из символов Триединства Всего Сущего. А в мифологической картине мира наших предков Триединство четко прослеживается. Любой образ является многогранным. Чтобы иметь полное представление об образе современный человек рассматривает детально каждую грань, а потом это складывается в полноценную характеристикутого образа, или явления, котоым мы потом оперируем. Это правильный научный подход. Занятно что в древности наши предки поступали так-же, разница что мы зачастую пользуемся материалистическим взглядом, а они обожествленным взглядом на материю. И действительно...
В Троице отражено триединство мироздания, которое волнует умы и по сей день. Все знают про Ньютона, который открыл «Закон всемирного тяготения». Говорят, яблоко ему сначало на голову упало. Интересно, какое еще, ему яблоко упало, если Ньютон, член тайного ордена розенкрейцеров, в 1690 году написал богословский трактат «An Historical Account of Two Notable Corruptions of Scripture». Сейчас трактат Ньютона, хранится в библиотеке Ватикана, с которым периодически знакомятся католические богословы.
А у Нас? Если посмотреть на творение Андрея Рублева, совершенно другими глазами, отбросив все религиозные предрасудки, нам откроется много нового. Вот так, в одном шедевре, вплетено множество форм идей и смысла. Образ емкий, глубокий и сжатый. Это отражение миропонимания триединства мира автора, жившего на Руси, в гениальном произведении, волнует и по сей день умы мыслителей. Известны более 30 толкований Рублевской Троицы.
Может у Ньютона есть подсказки? Труд Ньютона, доступен избранным богословам, потому что противоречит Католической церкви. МАЛЕНЬКИЕ СОМНЕНИЯ УКРЕПЛЯЮТ ВЕРУ, незыблемая истина. Поэтому, трактат хранящийся в Ватикане, до сих пор востребован. Ученый, взяв первоисточники на греческом и латыни показал, что фразы «на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» нет в оригиналах Евангелия. Но! Тут можно констатировать, что какую ненависть не питает Католическая церковь к православию, из века в век, но признала первенство за Русской церквью в филосовско религиозной мысли. Троица, в текстах Нового Завета, у католиков, ведена по приказу кардинала Сиснероса, в 1515 году.
Вооружая фактами, в каждой публикации, даю возможность, к ведению конструктивных межконфессиональных диалогов читателям. В России много религий, и внимательное аргументированное общение, должно снимать религиозную нетерпимость. Стоит вспомнить один факт. Константин, он же Кирилл, тот самый, кто считается создателем славянской писменности, был отправлен с миссией в Халифат. Он отказался от соборования, веря что вернется живым. Предстоял богословский спор, между христианством и исламом. В случае поражения в споре, война мусульман против Византии была неминуема. Один из сложных вопросов спора, был вопрос о Троице.
Можно смело сказать что Троица, чисто Русский праздник. Сейчас на Троицу все приносят в дом три ветки березы. Считалось, так можно защитить свой дом, членов семьи, от всего зла. «Тремя веточками - от молодой, постарше и старой берез; считали, что они будут охранять дом от гроз. Освященные ветки втыкали также в стены домов, под "застреху" - на крышу под главное коневое бревно, ставили в изголовье кровати, привязывали по прутику к койкам родителей и в коридоре к периллам». Есть деталь! Еще наТроицу принято украшать все зеленью, на пол кладут свежескошенную благовонную траву. «Троицкие травы», - мята, чабрец, чабер, зоря, калуфер, любисток, ковыль, подорожник, пастушья сумка, малошник, плакун, багульник, полевые цветы... Зачем? Только ради запаха, - ароматерапия? Стоит вспомнить обычай, стелить сено в доме, на Быдний вечер, когда в дом, на совместную трапезу, приглашаются умершие родичи. Но это зимняя ночь, а Троица, праздник летом. В мордовских деревнях на Троицу возле окон дома, ставят ветки березы. Считается, что на ветках березы, отдыхают вернувшиеся в этот день на землю души умерших предков, заглядывая через окна. У русских, смысл тот-же, в различных вариантах. А в православной традиции, береза является главным атрибутом праздника, ее ветви символизируют силу Святого Духа. Только через три дня, после праздника, травы выметали из домов, соблюдая при этом определенные правила, чтобы достаток и счастие не вымести.
Накануне больших праздников, принято устраивают генеральную уборку в доме. Ведь в День Троицы, строгий запрет на уборку, шитье, стирку, выполнение любых работ по дому. В этот день, нельзя копать, беспокоить землю, в ряде мест был запрет косить траву и рубить деревья. В родительскую субботу - день, предшествующий Троице, - посещают кладбища и поминают усопших, а под вечер собрают тридцать три лекарственные травки. Сейчас просто, собирают букет, где есть либо 12 различных цветков, либо их 33, который ставят на стол в доме. Но лучше, если это будут лекарственные травки. В пользу этого, можно процетировать Максимова, который в 1913 году писал следующее, - "Троицын день можно с полным основанием назвать «зелеными святками», и не только потому, что в этот день прихожане выстаивают в церквах обедни с букетами луговых цветов (в Яросл. г. назыв. «духами») или ветками деревьев, но и по той причине, что как улицы, так и дома украшаются березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивают и хранят за иконами ДЛЯ РАЗНЫХ НАДОБНОСТЕЙ: их кладут под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек, и на чердак, чтобы устранить пожарные беды. Деревья свозят на деревенские улицы целыми возами и украшают не только двери, но и косяки окон, а, в особенности, свою «матушку-церкву», пол которой усыпается свежей травою: ее всякий, при выходе от обедни, старается захватить из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить, как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, иные вьют венки и кладут их в горшки при рассаживании капусты». Напомню, что листва березы, сама является антиаллергичным средством, а березовый дегодь, - бактерицидным. А другие целебные травки можно узнать, заглянув в справочник лекарственных растений. Справочник еще пригодится, впереди еще Купало, когда собирают 77 лекарственных трав!
Троица. Это повод побыть на природе, соблюдя многовековую традицию, накрыть стол или расстелить скатерку, прямо на траве, положив крест накрест под скатерку, два (можно березовых) прутика, под сенью берез. В местностях России, бывало, стол собирали под березой только девушки, - кумились с березой.
В челобитной нижегородских священников: "жены и девицы приносили в жертву березам пироги, каши и яичницы". Сейчас это можно назвать «завтрак на природе», все съедали сами. Если и оставлялось на земле, около березки, по случаю испеченные куличики, козули, другая ритуальная выпечка, в центре которой часто запекались яйца, иногда просто оставлялся кусок хлеба, крошки со скатерти стряхивали под березу, для «птах небесных», то это делалось ненавязчиво.
А дома? «Березку ставили в передний угол перед накрытым столом, на котором было расставлено угощение для нее - по кусочку от всех блюд, стакан пива или рюмка вина; девушка-хозяйка приглашала сначала березку, а потом и всех присутствующих попить-поесть, чем Бог послал. Оставляя березку на время одну в доме, перед ней снова ставили накрытый стол с кушаньями». Надо понимать, что все это делалось не дереву, как таковому, а символу, который олицетворяла в день Троицы береза. Есть поверие по которому хозяйка пекши хлеб или пирог, кусочек его потом со стола прятала, стараясь сохранить до времени, когда дочь будет выходить замуж. Наши предки верили что кусок пирога наделенный «магической силой», гарантировал дочерям удачное замужество, «даже муж не будет пить».
Березку называли в течение праздника "кумой". Традиционно устраивались настоящие народные гуляния, вечером, во всех деревнях, начинали водить хороводы, петь песни плясать. Подробные забавы на Троицу, не теряют своей популярности до сих пор. На Троицу есть повод показать свою удаль. В селах, еще при Советской Власти, можно было стать свидетелем, или участником поединка. Дрались не дводя поединки до смертоубийства, а до первой крови. Победителя угощали испеченым по случаю Троицы караваем, ровно как и приглашенных гостей, которых наряжали венками из цветов. Одаривать друг друга венками на Троицу имело несколько смыслов. Так девушки одарив венками парней, потом водили хороводы, а парни выбирали будущих невест. В Троицын день, принято свататься. Считалось, если посвататься на Троицу, а свадьбу сыграть на Покров - день, когда, осень встречается с зимой, то счастливая совместная жизнь обеспечена. Но были и друге мотивы в троицких песнях, о нежелании замужества: "Виси, венок, не развивайся, а моя девичья краса не кончайся". Получается женщины имели «право голоса». Одевались в троицкую субботу в красные рубахи, в воскресенье - старинные белые, в понедельник - сшитые из фабричной ткани. И обязательно головы украшали венками. Только в северных районах, венки из свежей зелени, заменялись головными уборами, вышитыми золотыми нитями и металлическими пластинами, которые не надевали на другие праздники.
Одна деталь! Народное сознание в Троице видело и женский образ. Богоматерь, Бог-Отец, Бог-Сын, - что расходится с церковным каноническим образом Троицы. «Образ Богородицы, отражен в троицких песнях: "Благослови, Троица! Богородица!"; "Алилей! Семик, Троица! Семик, Богородица!», пишет И.М. Денисова. Елеонская Е.Н., (1994, с. 219). «Реже Троицу или часть ритуальных действий этого дня называли "бабьим" праздником».
Почему? И что за символ такой, березка?