О ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ЦИРКА
Сегодня многие цирковые артисты жалуются на отсутствие внимания государства. Мнения разделились. Кто-то со скепсисом смотрит в будущее, кто-то верит в возрождение. Не затронуть эту тему было просто невозможно.
- Александр Михайлович, а в каком состоянии сейчас находится цирк? Мы на подъеме, мы выживаем, или мы все-таки как когда-то «впереди планеты» всей? Вот Гия Эрадзе говорил мне, что ни один цирковой фестиваль не обходится без российских актеров. И практически всегда на пьедестал поднимаются наши. Но простите, мне кажется, что кроме фестиваля в Монте-Карло, всё остальное так, кисточка по пузу. Ну что может быть грандиозного, скажем в Северной Корее?
- Сегодня воздушные гимнасты из Северной Кореи сильнейшие в мире. Поэтому и фестивали там сильные. Очень сильно вырос и Китайский цирк. Представители этих азиатских стран частые победители фестиваля в Монте-Карло.
Что касается выживания, или благополучия. Понятно, что многое зависит от финансирования. Так вот в советские годы цирк финансировало государство. Выделялись деньги и на создание номеров и на костюмы, и на всё остальное. Цирк приносил государству валюту. Цирк и балет. Но! Сами актеры получали копейки. Да, по сравнению с другими советскими гражданами, даже эти копейки позволяли создать некую респектабельность. И еще была возможность что-то купить за рубежом. Сегодня наш цирк продолжает пользоваться большим спросом, однако за копейки никто уже ехать на гастроли не хочет. Оказалось, что актерам нужно платить! На гастролях в Австралии я получал 20 долларов за выступление, а Олег Попов 25.
И если вспомнить балет. Большой Театр нынче самое затратное учреждение страны. У тетра ежегодная дотация более 4 млрд. рублей. Без этих дотаций Большой бы не выжил. Как сказал мне директор театра Урин, чтобы достичь хотя бы самоокупаемости, цена на билеты должна была бы быть 60.000 рублей. А это невозможно. Выручает государство, попечительский совет, в который входит множество банкиров, спонсоры. Это все-таки престиж государства.
В девяностые решили, что цирк должен стать самоокупаемым. И цирк стал разваливаться. У людей не было денег на билеты. Нужен руководитель цирка, который был бы вхож в высокие кабинеты, как это было при Сталине. Все здания цирков в стране были построены при нем.
И все-таки ситуация немного улучшилась. Все здания стали ремонтировать и реставрировать и даже строить новые. Рязань, Иваново, Ярославль, Владивосток, другие города.
Единственным человеком, который отважился обратиться к Путину, оказался Эдгард Запашный, как представитель Совета по культуре. Он обратил внимание президента на то, что цирки не могут быть самоокупаемыми. Путин прислушался к словам и дал министру задание всё просчитать. И в итоге он согласился, что разве что в Москве и Питере цирк может что-то заработать. Ждем. Но если картина не изменится мы, в конце концов, можем превратиться в самодеятельность.
И ВСЕ-ТАКИ МЫ САМЫЕ КРУТЫЕ
- Зарубежные гастроли сегодня не спасают? Или цирк Дю Солей? Я не говорю о больших труппах, но какими-то отдельными номерами вы вполне могли бы гастролировать и быть вполне обеспеченными гражданами.
- Не спасают гастроли. Сегодня за рубежом свой кризис. Своих актеров очень много, и они тоже ищут место под солнцем. И поисках счастья многие рванули к нам. Попав в наши цирки (фундаментальные здания, а не какие-то шапито) они приходят в восторг и уезжать для того чтобы месить грязь, не хотят. Лучший клоун мира Девид Ларибре как приехал к нам, так второй год и не возвращается. И готов не только на Москву и Питер, но и, например, на Воронеж. Сейчас у нас уже долгое время находится номер со слонами старейшей династии Гартнеров. Здесь целых две ветви. Из Италии и Германии. Чувствуют себя прекрасно.
Конечно, объяснение довольно простое. Прежде чем раскрыть шатер шапито, нужно подвести коммуникации. Вода, канализация и пр. А еще, как правило, на месте, где нет ничего кроме самой земли. Поэтому месить грязь, не фигура речи. И так через каждые три-четыре дня, потому что приходится переезжать.
Вокруг цирка Дю Солей ажиотаж сегодня спал. Они не предлагают больших зарплат, а предлагают длительные контракты.
Хорошо заключить контракт с каким-то варьете, или богатым престижным клубом, казино. Но такие контракты только для суперзвезд. А суперзвезды, как скажем братья Запашные уже в состоянии заработать и здесь. Поэтому они и ездят в основном только на фестивали.
И раз вам так нравится Монте Карло, расскажу об этом фестивале.
В 2019 году весь пьедестал был наш! А победителем стал Гия Эрадзе.
Наших актеров по-прежнему любят, несмотря на все политические катаклизмы.
- Так что мы по-прежнему самые крутые!
- Именно так!
Конечно, в вариант для канала вошел не весь разговор. Но самое интересное я рассказал.
Андрей ВАРТИКОВ фото из архива Александра ИВАНОВА