29,5K подписчиков

Самая необычная аудиотехника в мире

6,6K прочитали
Звукозапись существует немногим более 150 лет. За это короткое время было создано невероятное количество всевозможных приборов для работы со звуком.

Звукозапись существует немногим более 150 лет. За это короткое время было создано невероятное количество всевозможных приборов для работы со звуком. От небольших карманных фонографов до угрожающе монструозных колонок, от левитирующих проигрывателей до инфразвуковых сабвуферов — во всем этом разнообразии попадаются по-настоящему странные и причудливые приборы. Этот текст расскажет о некоторых из них.

Проигрыватель с левитирующей пластинкой

MAG-LEV Audio ML1

Звукозапись существует немногим более 150 лет. За это короткое время было создано невероятное количество всевозможных приборов для работы со звуком.-2

В выключенном виде диск проигрывателя MAG-LEV Audio ML1 вместе с пластинкой располагается на ножках. Но если его включить, ножки медленно уползут внутрь девайса, а планшайба так и останется висеть в воздухе, медленно набирая обороты. Нет, это не магия, а магнитная левитация — по схожему принципу устроены высокоскоростные поезда на магнитной подушке. Такой поезд, кстати, тоже называется маглев — отсюда и название компании, разработавшей эту диковинку. 

История MAG-LEV Audio ML1 начинается с проекта на кикстартере. Только этот проект, в отличие от большинства других, не просто собрал деньги, но и увидел свет. Во-первых, потому что это технически реализуемо. Некоторые компании уже выпускали похожие проигрыватели, только смотрелись они не так волшебно. Во-вторых, потому что это не просто прикольно, но еще и имеет смысл: пластинка парит в воздухе, а, значит, ей не передаются вибрации двигателя, стола или всего дома, а ведь именно они являются заклятыми врагами большинства любителей винила.

Судя по отзывам пользователей, положительные изменения в звуке благодаря левитации действительно имеют место быть. Но есть и недостатки. Теперь проигрыватель не уязвим к вибрациям, но боится сквозняков и ветра. Нет, дышать возле него все еще можно, но вот для тусовки на улице такая модель вряд ли подходит.

Генератор тишины

Muzo

В отличие от предыдущего стартапа, проект Muzo был обречен изначально. Хотя в теории все звучит интересно — персональный генератор тишины анализирует звуковое окружение в реальном времени и воспроизводит сигнал, обратный по фазе. Так же устроено активное шумоподавление в наушниках. По идее, одинаковые сигналы с противоположной фазой должны в сумме образовывать ноль, подобно тому, как если сложить два и минус два. Производитель уверял, что девайс может сгенерировать некий пузырь тишины вокруг себя. Звучит феноменально! Неудивительно, что проект быстро собрал в сумме аж 4,5 млн долларов на реализацию прототипов. Но вот дальше них дело не пошло.

Звукозапись существует немногим более 150 лет. За это короткое время было создано невероятное количество всевозможных приборов для работы со звуком.-3

Даже в идеальных условиях, если взять два одинаковых динамика и поместить в заглушенное помещение, искомый эффект будет слышен лишь в точке, где происходит взаимная аннигиляция звуковых волн. В других точках пространства фазы будут смешиваться по-иному, иногда даже усиливая друг друга, поэтому эффект будет скорее противоположным. И чем больше отражений от стен и потолка, тем больше будет искажений фазы, и тем громче, а не тише, будет звуковой фон.

Именно поэтому даже активное шумоподавление в наушниках требует точных расчетов для одновременного прибытия звука и «антизвука» в ушную раковину. Там такое возможно благодаря фиксированному расположению динамика относительно уха и отсутствию звуковых отражений.

Muzo же по сути своей представляет собой виброколонку. Ее можно прикрепить на стол или окно, и эту поверхность девайс будет использовать как мембрану динамика. Но этот динамик будет просто излучать волны в пространство без каких-либо расчетов, по-сути просто создавая лишний шум. И, судя по немногочисленным обзорам, именно это она и делает.

Наушники-респиратор

Digicare Anti-Pollution Mask

Звукозапись существует немногим более 150 лет. За это короткое время было создано невероятное количество всевозможных приборов для работы со звуком.-4

Наушники — это не только источник музыки вдали от дома, но и элемент стиля, а для некоторых — способ самовыражения. Но в случае с Digicare Anti-Pollution Mask, наушников в форме респиратора, можно говорить не только о стиле (хотя респираторы — главный тренд 2020 года), но и о пользе для здоровья. 

Как уверяет производитель, в устройство встроен фильтр, позволяющий очищать воздух от пыли и углекислого газа. Девайс подключается к смартфону по Bluetooth и имеет наушники с костной проводимостью (как, например, Aftershokz), которые транслируют музыку во внутреннее ухо через височную кость. Для кого-то звучит странно, но на деле такая конструкция не только неплохо звучит, но и не отгораживает слушателя от внешнего мира. 

Так маску не нужно снимать при общении с людьми, и она в разы безопаснее обычных наушников при езде на велосипеде и занятиях спортом на улице. Кроме того, в устройство встроен микрофон, так что можно даже принимать звонки без убавления громкости музыки! Правда, эффективен ли респиратор против бактерий и вирусов, производитель умалчивает.

Портативный домашний кинотеатр

Sennheiser Surrounder

Звукозапись существует немногим более 150 лет. За это короткое время было создано невероятное количество всевозможных приборов для работы со звуком.-5

В двухтысячные годы инженеров немецкой компании Sennheiser посетила, видимо, не очень трезвая муза. Иначе как объяснить Sennheiser Surrounder — довольно странное на вид устройство, которое навевает не самые аппетитные ассоциации. Однако это не деталь для высокотехнологичного унитаза, а портативный домашний кинотеатр с объемным звуком. 

Да-да, эта штука надевается на плечи. В нее встроено множество динамиков, которые позволяют получить опыт просмотра фильмов и прохождения игр с объемным звучанием, но без дорогущей по тем временам аудиосистемы. Именно так позиционировал устройство производитель. Однако большие габариты, нестандартный внешний вид, сложности с коммутацией и все-таки довольно высокая стоимость на момент релиза (почти 1500 долларов) не дали девайсу ни единого шанса на популярность. Хотя обладатели устройства отмечают, что весит оно намного меньше, чем кажется, и звучит вполне неплохо.

Любопытно, что, спустя десяток лет, идея «наплечников» обрела продолжение. Решающую роль сыграла миниатюризация и появление Bluetooth. Сегодня в продаже можно встретить немало так называемых neckphones: S1 Audio NxSet, Bose Soundwear, JBL Soundgear и т.п. Главные плюсы их в том, что они не закрывают уши и позволяют слышать окружение вместе с музыкой. При этом сами уши не устают так, как от обычных наушников, а звуковая сцена получается более объемной и широкой. Так что эти странные устройства имеют своих преданных фанатов.

Карманный патефон

MIKIPHONE pocket phonograph system 

Звукозапись существует немногим более 150 лет. За это короткое время было создано невероятное количество всевозможных приборов для работы со звуком.-6

Перейдем от современности к винтажу. Представляем айпод 20-х годов прошлого века — Mikiphone! Уникальный карманный фонограф, разработанный венгерским инженером Миклосом Вадашом, имя которого и дало название устройству. 

Между 1925 и 1927 годами было выпущено около 180 тысяч таких проигрывателей. Чтобы послушать музыку, нужно было собрать девайс и завести его, сделав 50 оборотов рукоятки. Этого хватало на воспроизведение 10-дюймовой записи. До 15 минут музыки нон-стоп!

Конструкция устройства не была идеальной. Микифон часто ломался и до наших дней дожило не так уж много экземпляров. Однако, во-первых, это все еще один из первых портативных девайсов для прослушивания музыки. А во-вторых, ему не нужны батарейки!

CD-плеер, который меньше CD-диска

Sony D-88

Звукозапись существует немногим более 150 лет. За это короткое время было создано невероятное количество всевозможных приборов для работы со звуком.-7

От винила к CD. Этот плеер Sony D-88 из конца 80-х является самым компактным CD-плеером в мире. Он даже меньше самих CD! Как такое вообще возможно? 

Наверное, мало кто помнит формат Mini-CD — дисков диаметром 8 см, на которых умещалось до 24 минут музыки. В таком формате издавались EP и синглы, и именно для них, в первую очередь, предназначен этот плеер. Но интересно то, что и CD стандартного размера тоже вполне подходят для устройства. Диск в этом случае будет выглядывать из девайса, так что в карман его не положишь, только на стол. Зато при проигрывании музыки вращающийся диск производит гипнотический эффект! 

Конечно, конструкторам пришлось пойти на небольшие ухищрения во имя компактности — так, аккумулятора в самом устройстве нет, он пристыковывается с внешней стороны. Но, несмотря на недостатки, этот плеер до сих пор остается притягательным экземпляром для любителей винтажной аудиотехники и коллекционеров.

Рупорные стереосистемы

AER Pnoe

Звукозапись существует немногим более 150 лет. За это короткое время было создано невероятное количество всевозможных приборов для работы со звуком.-8

Говорить о странных домашних стереосистемах можно бесконечно долго, поэтому выбрать из них какую-то одну — та еще задача. Однако нельзя не признать, что огромные рупорные колонки из сегмента hi-end с гигантскими «конусами» размером с человека выглядят не просто необычно, но даже как-то угрожающе, пугая слушателей еще до того, как они успеют заметить их цену.

Раньше рупоры использовались как примитивные усилители звука в патефонах и мегафонах. Рупор позволяет усилить звук не очень мощного динамика. Но зачем же использовать их сегодня, да и еще и в сегменте, где мощность динамиков и усилителей ограничена только фантазией инженеров?

Дело в том, что рупоры позволяют лучше контролировать рассеивание звука, а также способны чисто отыгрывать большие пиковые нагрузки: например, во время резкого удара по литаврам в оркестровой музыке. Поэтому обладатели таких систем уверяют, что слушать на них живое исполнение оркестра или джаз-бенда все равно, что оказаться на концерте!

В качестве примера можно привести AER Pnoe — инопланетного вида колонки ростом выше человека, чей басовый рупор похож на гигантскую пасть, из которой раздается истошное «ААААА!!!». Производитель уверяет, что в результате 10 лет разработок удалось достигнуть невероятно глубокого и динамичного звука, особенно в басовом диапазоне. Что ж, при цене в 70 тысяч евро остается только поверить на слово.

Инфразвуковые мониторы дальнего поля 

Hidley/Kinoshita Infrasonic monitor

Звукозапись существует немногим более 150 лет. За это короткое время было создано невероятное количество всевозможных приборов для работы со звуком.-9

Если же говорить о необычных аудиосистемах в профессиональной акустике, то очень любопытными являются легендарная система мониторинга дальнего поля Hidley/Kinoshita, которая воспроизводит частоты, начиная с 9 Гц. Именно так, эта система играет настолько глубокий бас, что его можно лишь почувствовать, а не услышать! Обладателям мониторов ближнего поля, играющих более-менее ровно до 70-80 Гц, трудно себе такое представить. Но это не какие-то аудиофильские сказки, а вполне себе факт: такие мониторы, например, стоят на студии Bophuthatswana Recording Studios в ЮАР.

Правда, нужного эффекта не получится, если просто поставить их дома. Для корректной работы потребуется специально спроектированное помещение с тоннами минеральной ваты, которая поглощает звуковые отражения и басовые стоячие волны. Но главное — вмонтированные в стену сабвуферы Kinoshita RS-1, которые и расширяют басовый диапазон до неприличных значений. Да, и еще к ним нужны сверхмощные усилители, которые, как и сами мониторы, влетят в копейку. 

Кроме того, такая аудиосистема очень сложна и дорога в обслуживании. Одна замена мембраны динамика стоит больше тысячи долларов, а производитель советует менять ее каждые четыре месяца. Поэтому мониторы Hidley/Kinoshita являются большой диковинкой даже на профессиональных студиях. В России их можно послушать лишь на музыкальной студии Мосфильма. И то лишь потому, что она была спроектирована самим Томом Хидли, одним из изобретателей этих уберколонок.