Журналист и писатель, экономист, профессор-востоковед, меценат. Один из ведущих российских экспертов в области политики Израиля, стран Ближнего и Среднего Востока.
С соответствующей фамилией. Звучная, но истоки её географические, не символические. Фамилия происходит от названия города Сатанов в Хмельницкой области.
Давний друг В. Соловьева. Именно с его лёгкой руки Евгеня Яновича стали называть Армагеддонычем.
Армагеддон - в христианстве место последней битвы добра со злом в конце времён.
А для меня, визуала с ассоциативнм мышлением, Сатановский - это ракета на российской политической сцене. И не какая-нибудь, а РС-36М или SS-18. На сегодня одна из мощнейших ракет на Земле .
- По российской системе обозначений именуемая "Воевода".
- По классификации НАТО - "Сатана".
Мне нравятся оба названия. Но, к Сатановскому второе подходит просто идеально по определению..). Почему?
Предназначена "Сатана", прежде всего, для того чтобы разрушать самые укрепленные командные пункты противника.
Для нее нет недостижимых точек на Земле. Сбить её практически невозможно, а на огромных территориях США и Западной Европы эти ракеты способны устроить ад. Но ещё больше пугает американцев тот факт, что русские начали разработку ещё более сатанинских ракет.
Кстати, на Западе "Сатана" считается созданием дьявола. Вдумайтесь только, они что, к ангелам себя причисляют?
Чисто "по-ангельски" обложили Россию со всех сторон военными базами и плачутся по-поводу нашего дьявольского оружия?
На мой взгляд описание ракеты характеризует Евгения Яновича так - что ни добавить, ни убавить...)
Хотя о себе Сатановский говорит, что он чересчур жалостливый. Называет себя русским евреем. Да и знакомые считают его добрым, бескорыстным человеком.
Для меня он мыслящий, сострадательный, остроумный человек. Но, когда касается острых тем, излагает свою позицию жёстко и бескомпромиссно.
Потомственный металлург. Закончил, как и Соловьев, МИСиС (институт стали и сплавов).
В 25 лет, после внезапной смерти отца, устроился рабочим горячего цеха на завод "Серп и Молот", где проработал 4 года.
Наш человек. И с мозгами всё в порядке, и физического труда не чурается, если требуется.
Мне нравится, как иногда он входит в раж. И тогда нарочито грубовато, с рабочей прямотой припечатывает говорунов обо всём и ни о чём.
Сатановский, Багдасаров и Кедми... Такие разные, но в знании, понимании Востока им, по-моему, нет равных. Знающих много. Но, чтобы ТАК чувствовали кожей-нервом историю, проблемы, значение Востока...? Я таких не вижу.
Его книги в свое время стали для меня открытием. Приведу цитаты из некоторых.
"Шла бы ты… Заметки о национальной идее" :
- "На отечественных книжных лотках такой набор печатных кирпичей сеет разумное, доброе, вечное, как будто не Красная Армия в 45-м году взяла Берлин, а вермахт в 41-м Москву."
- "Национальная идея — это допинг. Как табак для курильщика. Как водка для алкоголика. Как опиум для наркомана. В умеренно тяжёлых случаях. В тяжёлых — как героин. Смерть гарантированная, быстрая и мучительная. Но к ней тянет. И никаких сил нет от неё отказаться. Не потому, что с ней хорошо — без неё плохо."
"Записные книжки дурака":
- "Чёрт его знает, кто прав, кто неправ в этом грустном мире. Или, может, всегда так было, во все эпохи? Вот, в столичном городе с упорством, достойным лучшего применения, его мэр, бывший таёжный охотник, искореняет всё, что осталось от бывшего мэра — пасечника. Того сильно ругали за приверженность бизнесу жены и за друзей с криминальной репутацией. Этого ругать бесполезно."
Я читаю Сатановского с удовольствием, меня не напрягает несколько своеобразный стиль изложения. Для читак, рекомендую, не пожалеете:
- "Если б я был русский царь. Советы Президенту";
- "Котел с неприятностями. Ближний Восток для «чайников»";
- "Диалоги" - в соавторстве с Яковом Кедми.
И на десерт высказывания Евгения Яновича на вечерах В. Соловьева:
- "Времени на иллюзии и эти куриные перетаптывания на птичьем дворе, кто у нас либерал, кто у нас консерватор, особенно-то нет";
- "Когда, у кого была возможность договориться дипломатически? Молотов договорился с Риббентропом? Надолго? Что-то не очень. Вы или врага убиваете, и тогда к вам никто не заходит, или создаете угрозу для него настолько неприемлемую, что он просто боится вас трогать. Военный баланс должен быть такого уровня, чтобы было понятно: вас дешевле не трогать. А дипломаты ничего не определяют: они оформляют сложившееся положение. Если, конечно, это процесс ради процесса, в старом русском стиле „а поговорить“, тогда дипломаты потребны. По Сирии мы не договоримся никогда, и не можем договориться. Там цена вопроса для турок — отгрызть территории в Сирии, а при случае и в Ираке, которые Эрдоган считает Турцией со времен позорного Лозаннского договора";
- "Мало ли, что мне нравится хельсинский договор. Я бы очень хотел, чтобы в рамках хельсинского договора границы Европы были нерушимы. Сколько прошло лет перед тем, как границы Европы обрушились, между Хельсинки? 15? Покажите мне на карте Югославию, Советский Союз. А я с интересом посмотрю, как там международное право, живо ли оно?"
- " Ближний Восток — это пороховая бочка со множеством бикфордовых шнуров. Там всегда так было. И долго еще будет. Шнуры горят, все непрерывно взрывается сотни и сотни лет. Старые игроки, новые игроки. Это большая игра. Ничего не изменилось. Только игроков стало больше."
Кстати, после заметки о Хинштейне, даже интересно, что напишут в комментах к этому посту недоброжелатели Армагеддоныча...
О Хинштейне одни и те же штампы - национальность, служба в армии.
О моем отношении к национальной принадлежности героев моих заметок не буду повторяться. До "упоротых" не достучаться. Пусть доживают в ненависти.
А вот по поводу армии. Я недоумеваю. Для тех, кто с Марса, напомню.
В СССР во многих вузах была военная кафедра. Мальчики из моей группы, например, после окончания института получили звания. Никому не приходит в голову упрекать их в том, что они "откосили" от армии.
- Очень надеюсь, что комменты к этой заметке, как минимум, не огорчат. Буду признательна за сдержанность в оценках, суждениях.
Здоровья Вам, уважаемый Евгений Янович!
60 лет не возраст для подведения итогов. Жду Ваших ярких выступлений, новых книг.
Александр Хинштейн. Дамоклов меч либерализма
Семен Багдасаров. Верещагин наших дней?
Осторожно, Карен Шахназаров
Сергей Михеев. Человек-радио
Сергей Кургинян. Человек-оркестр
Александр Некрасов. Помню и соболезную