Найти в Дзене
Никита Бондарев

Великие имена России или Имен в России славных много

Я пред­чувс­твую, что рос­си­яне ког­да-ни­будь, а мо­жет быть, при жиз­ни на­шей прис­ты­дят са­мые прос­ве­щён­ные на­роды ус­пе­хами сво­ими в на­уках, не­уто­мимостью в тру­дах и ве­личес­твом твёр­дой и гром­кой сла­вы.
Пётр I Ве­ликий
-2

  1. Вся­кое го­сударс­тво име­ет свою ис­то­рию. А ис­то­рия эта скла­дыва­ет­ся из жиз­ней со­тен, ты­сяч, мил­ли­онов лю­дей – обыч­ных лю­дей, не обя­затель­но на­делён­ных властью. Очень точ­ны рас­сужде­ния ве­лико­го Ль­ва Тол­сто­го, пи­сав­ше­го в сво­ём бес­смертном ро­мане: «Ес­ли ис­то­рия скла­дыва­ет­ся из от­дель­ных пос­тупков от­дель­ных лю­дей, то каж­дый че­ловек не­сёт гро­мад­ную от­ветс­твен­ность за всё, что про­ис­хо­дит на зем­ле». Бе­зус­ловно, каж­дый из нас, яв­ля­ясь, по мет­ко­му за­меча­нию всё то­го же Тол­сто­го, «диф­фе­рен­ци­алом ис­то­рии», за­реко­мен­до­вав се­бя на том или ином поп­ри­ще, ос­тавля­ет след на по­лот­не ис­то­рии сво­ей стра­ны. И пусть след этот не всег­да чё­ток, всё же бо­гата рус­ская зем­ля та­лан­та­ми, прос­ла­вив­ши­ми её.
  2. По­жалуй, нет та­кой об­ласти че­лове­чес­кой де­ятель­нос­ти, ку­да не внёс свой вклад рус­ский че­ловек: рус­скую ли­тера­туру чи­та­ют и лю­бят во всём ми­ре; рус­ская жи­вопись по­ража­ет оби­ли­ем форм и об­ра­зов; ми­ровая клас­си­чес­кая му­зыка не­мыс­ли­ма без ра­бот рус­ских ком­по­зито­ров; рус­ским учё­ным при­над­ле­жат са­мые вы­да­ющи­еся от­кры­тия; рат­ные под­ви­ги рус­ско­го во­ина об­щеприз­нанны. Од­на­ко не ста­ну ог­ра­ничи­вать­ся од­ним лишь упо­мина­ни­ем о мес­те рус­ской куль­ту­ры (в ши­роком смыс­ле это­го сло­ва) в ми­ровой.
  3. Так, рус­ская ли­тера­тура, бу­дучи са­мобыт­ной, ни­ког­да не бы­ла на­ци­ональ­но зам­кну­той. Нап­ро­тив, в про­из­ве­дени­ях рус­ских пи­сате­лей всег­да под­ни­мались об­ще­чело­вечес­кие, веч­ные воп­ро­сы: о счастье, о Ро­дине, о при­роде че­лове­ка, о за­конах жиз­ни и Все­лен­ной, о Бо­ге. На­конец, о це­ли на­шего пре­быва­ния на этой зем­ле.

Инос­тран­ным чи­тате­лям ве­личие рус­ской ли­тера­туры от­кры­лось в 1879 го­ду, ког­да ро­ман «Вой­на и мир» был пе­реве­дён на фран­цуз­ский язык. С тех пор про­из­ве­дения Тол­сто­го, а впос­ледс­твии и Дос­то­ев­ско­го, Че­хова, Го­голя и мно­гих дру­гих за­нима­ют дос­той­ную ни­шу в ми­ровой ли­тера­туре.

-3

Ту­рец­кий кри­тик Эрол Гю­ней за­меча­ет: «Иде­алом ге­ро­ев, соз­данных Дик­кенсом, яв­ля­ет­ся хо­роший дом, счас­тли­вая се­мей­ная жизнь. Ге­рои Баль­за­ка стре­мят­ся при­об­рести ве­лико­леп­ные зам­ки, на­копить мил­ли­оны. Од­на­ко ни ге­рои Тур­ге­нева, ни ге­рои Дос­то­ев­ско­го, ни ге­рои Тол­сто­го не ищут ни­чего по­доб­но­го… Рус­ские пи­сате­ли не сог­ласны с тем, что­бы лю­ди ста­вили на пер­вый план свои ин­те­ресы и свой эго­изм».

Гю­нею вто­рит зна­мени­тый авс­три­ец Сте­фан Цвейг: «Че­го хо­тят [ге­рои ев­ро­пей­ских пи­сате­лей]? Быть счас­тли­выми, до­воль­ны­ми, бо­гаты­ми, мо­гущес­твен­ны­ми. Кто из ге­ро­ев Дос­то­ев­ско­го стре­мит­ся к это­му? – Ник­то. Ни один».

Каж­дый рус­ский пи­сатель соз­дал свой ху­дожес­твен­ный мир, ге­рои ко­торо­го меч­та­ли о нес­бы­точ­ном, бо­ролись с со­ци­аль­ным злом или пе­режи­вали свою ма­лень­кую тра­гедию. Так, Дос­то­ев­ский пос­редс­твом ис­то­рии сво­его ге­роя да­ёт нам по­нять, что за прес­тупле­ни­ем всег­да сле­ду­ет на­каза­ние. А Го­голь на­зыва­ет мёр­твой вся­кую ду­шу, склон­ную к глу­пос­ти и ту­не­ядс­тву.

К сло­ву, в но­яб­ре те­куще­го го­да Рос­сия бу­дет от­ме­чать 200-ле­тие со дня рож­де­ния Ива­на Сер­ге­еви­ча Тур­ге­нева. Имен­но он в сво­ём ро­мане «От­цы и де­ти» да­ёт по­нять, что толь­ко пре­емс­твен­ность по­коле­ний, пре­емс­твен­ность куль­ту­ры, гар­мо­ния ста­рого и но­вого, при­ведут к по­зитив­но­му раз­ви­тию.Прав был Нек­ра­сов, ска­зав­ший, что роль пи­сате­ля – это, преж­де все­го, роль учи­теля. Рос­сия по пра­ву мо­жет гор­дить­ся сво­ими учи­теля­ми нравс­твен­ности, ко­торые с по­мощью сво­их ли­тера­тур­ных тру­дов спо­собс­тво­вали про­буж­де­нию в че­лове­ке его свет­ло­го на­чала.

Ес­ли го­ворить о рус­ском изоб­ра­зитель­ном ис­кусс­тве, то нель­зя не от­ме­тить его при­тяга­тель­ную кра­соту, обус­ловлен­ную не­обык­но­вен­ной па­лит­рой кра­сок.

Пос­мотри­те на «Ду­бовую ро­щу», «Пер­вый снег» или «Ве­чер» кис­ти ве­лико­го рус­ско­го пей­за­жис­та Ива­на Шиш­ки­на. Глав­ный ге­рой каж­дой его кар­ти­ны – лес. Од­но­го взгля­да на эти на­пол­ненные осо­бым си­яни­ем по­лот­на дос­та­точ­но, что­бы по­чувс­тво­вать, нас­коль­ко силь­ной бы­ла лю­бовь ху­дож­ни­ка к Рос­сии и её при­роде.

Иван Ай­ва­зов­ский – ещё один приз­нанный ге­ний рус­ской жи­вопи­си, соз­давший ты­сячи ри­сун­ков, кар­тин и ак­ва­релей, объ­еди­нён­ных об­щей те­мати­кой – мо­рем. Иног­да его по­лот­на ил­люс­три­ру­ют мор­ские ка­тас­тро­фы (нап­ри­мер, всем из­вес­тный «Де­вятый вал»). Од­на­ко нес­мотря на весь тра­гизм сю­жета, кар­ти­ны на­писа­ны в тёп­лых то­нах, что да­ёт эфе­мер­ную на­деж­ду на спа­сение лю­дей, бес­силь­ных пе­ред вод­ной сти­хи­ей.

Ко­неч­но, вос­хи­щения зас­лу­жива­ют не толь­ко наз­ванные ху­дож­ни­ки. В пле­яду ге­ни­ев рус­ско­го изоб­ра­зитель­но­го ис­кусс­тва вхо­дят пей­за­жис­ты И. Ле­витан и А. Ку­ин­джи, пор­тре­тис­ты О. Кип­рен­ский и В. Тро­пинин, ба­талис­ты В. Ве­реща­гин и Н. Дмит­ри­ев-Орен­бург­ский и мно­гие дру­гие.

Бес­ко­неч­но дол­го мож­но го­ворить о рус­ской клас­си­чес­кой му­зыке. Ещё доль­ше мож­но слу­шать её и нас­лаждать­ся ей. Каж­дый, ко­му вы за­дади­те воп­рос «с кем ас­со­ци­иру­ет­ся у вас рус­ская му­зыка?», без про­мед­ле­ния на­зовёт фа­милию Чай­ков­ско­го (и в го­лове тут же заз­ву­чит мо­тив его «Тан­ца ма­лень­ких ле­бедей»). А ещё Глин­ки, чья опе­ра «Рус­лан и Люд­ми­ла» при­вела в вос­торг са­мого Фе­рен­ца Лис­та. Шос­такви­ча с его од­новре­мен­но серь­ёз­ной и кра­сивой му­зыкой. Всех не пе­речесть.

На­ука – ещё од­на об­ласть, не­мыс­ли­мая без рус­ских умов. Го­ворят, у на­уки нет на­ци­ональ­нос­ти. С этим труд­но не сог­ла­сить­ся. Не су­щес­тву­ет вы­раже­ний «ан­глий­ская ма­тема­тика» или «рус­ская хи­мия». Мы мо­жем го­ворить лишь о твор­цах на­уки – лю­дях, прос­ла­вив­ших сво­ими де­яни­ями тот уго­лок зем­ли, где они ро­дились, рос­ли, учи­лись и со­зида­ли. Ка­ким был бы мир се­год­ня без изоб­ре­тений А. По­пова и В. Зво­рыки­на, Н. Жу­ков­ско­го и В. Шу­хова? Без от­кры­тий Д. Мен­де­ле­ева и Л. Лан­дау, И. Пав­ло­ва и И. Меч­ни­кова? Име­ла бы на­ша стра­на ста­тус кос­ми­чес­кой дер­жа­вы, не будь К. Ци­ол­ков­ско­го и С. Ко­ролё­ва? По-раз­но­му мож­но от­но­сить­ся к ору­жию (в том чис­ле и ядер­но­му), но был бы обес­пе­чен ба­ланс сил в ми­ре без И. Кур­ча­това и А. Са­харо­ва?

Ещё М. Ло­моно­сов (кста­ти, пер­вый рус­ский учё­ный-ес­тес­тво­ис­пы­татель ми­рово­го уров­ня), от­ме­тил, что

… мо­жет собс­твен­ных Пла­тонов
И быс­трых ра­зумом Нев­то­нов
Рос­сий­ская зем­ля рож­дать.
Мно­го доб­ро­го и свет­ло­го прив­несла Рос­сия в этот мир.
-4

Но на до­лю на­шей стра­ны вы­пало не­мало ис­пы­таний, ко­торые она с честью вы­дер­жа­ла. По­беды рус­ской ар­мии обес­пе­чива­ли и прос­тые сол­да­ты, и прос­лавлен­ные пол­ко­вод­цы, чей опыт и мыш­ле­ние со­пос­та­вимы с ге­ни­аль­ностью. В хо­де мно­гочис­ленных сра­жений из на­род­ной сре­ды выд­ви­нулось не­мало за­меча­тель­ных пол­ко­вод­цев, воп­ло­тив­ших луч­шие чер­ты сво­его на­рода – ум, лю­бовь к Бо­гу и Оте­чес­тву, му­жес­тво и бесс­тра­шие в борь­бе с ино­зем­ным вра­гом. Сво­ими бла­город­ны­ми по­мыс­ла­ми и свер­ше­ни­ями та­кие лю­ди по­дали сов­ре­мен­ни­кам и по­том­кам вдох­новля­ющий при­мер без­за­вет­но­го слу­жения Ро­дине, го­тов­ности за­щищать честь и на­ци­ональ­ное дос­то­яние на­рода. Та­кими во­ена­чаль­ни­ками бы­ли Алек­сандр Нев­ский, Дмит­рий Дон­ской, Кузь­ма Ми­нин, Дмит­рий По­жар­ский, Петр Ве­ликий, Алек­сандр Су­воров, Фе­дор Уша­ков, Ми­ха­ил Ку­тузов, Па­вел На­химов, Ми­ха­ил Ско­белев, Алек­сей Бру­силов, Ге­ор­гий Жу­ков и мно­гие дру­гие. Тот бо­евой опыт, что был при­об­ре­тён ими, а так­же сло­жив­ши­еся бо­евые тра­диции – бес­ценное дос­то­яние во­ен­ной ис­то­рии на­шего Оте­чес­тва.

«Мы воп­ро­ша­ем и доп­ра­шива­ем про­шед­шее, что­бы оно объ­яс­ни­ло нам на­ше нас­то­ящее и на­мек­ну­ло о на­шем бу­дущем», – ска­зал од­нажды В. Бе­лин­ский. Дей­стви­тель­но, на­род, не пом­ня­щий сво­его прош­ло­го, не мо­жет быть счас­тли­вым в бу­дущем. Но в ре­аль­нос­ти же мы пос­то­ян­но стал­ки­ва­ем­ся с тем, что сов­ре­мен­ный че­ловек ут­ра­чива­ет связь со сво­ими кор­ня­ми, с ма­лой ро­диной. А ведь по­нятия Ро­дины и От­чизны всег­да име­ли ко­лос­саль­ное зна­чение для рус­ско­го че­лове­ка.

В каж­дом угол­ке Рос­сии, в каж­дом го­роде, по­сёл­ке, се­ле есть спе­цифи­чес­кие чер­ты ис­то­рии и куль­ту­ры, фор­ми­ру­ющие в че­лове­ке ин­те­рес и при­вязан­ность к род­но­му краю, его пат­ри­оти­чес­кие чувс­тва, ис­то­ричес­кое соз­на­ние. Как ни грус­тно, сов­ре­мен­ная мо­лодёжь ма­ло ин­те­ресу­ет­ся ис­то­ри­ей сво­его края и людь­ми, прос­ла­вив­ши­ми его. А сколь­ких вы­да­ющих­ся лич­ностей по­дари­ла Рос­сии и ми­ру на­ша Кур­ская зем­ля! Крас­но­речи­во вы­разил­ся по­эт Ми­ха­ил Бур­да­ков в сво­их стро­ках:

Бо­гат наш край не толь­ко со­ловь­ями.

Хоть и о них мол­чать я не хо­чу.

Он зна­менит та­кими сы­новь­ями,

Ко­торым вся ра­бота по пле­чу.

Нав­сегда вош­ли в учеб­ни­ки ли­тера­туры име­на Ев­ге­ния Но­сова, Ар­ка­дия Гай­да­ра, Ни­колая Асе­ева, а в учеб­ни­ки ис­то­рии – име­на Алек­сан­дра Ба­рятин­ско­го, Гри­гория Ше­лехо­ва, Ни­киты Хру­щёва.

Пом­нит Рос­сия и Ми­ха­ила Щеп­ки­на (вы­да­юще­гося ак­тё­ра, ко­торый был дру­жен с Пуш­ки­ным, Го­голем, Гер­це­ном, Тур­ге­невым и Ос­тровским), На­деж­ду Пле­виц­кую (пе­вицу, чей го­лос по­корил Ша­ляпи­на и Ни­колая II), Ге­ор­гия Сви­ридо­ва, со­чинив­ше­го пот­ря­са­ющие валь­сы и сю­иты. А ещё есть ху­дож­ник Алек­сандр Дей­не­ка и ар­хи­тек­тор Вя­чес­лав Клы­ков, из­вес­тные сво­ими ра­бота­ми да­леко за пре­дела­ми род­но­го края.

Рас­суждая на пред­ло­жен­ную те­му, не­воль­но за­даю се­бе воп­рос: толь­ко ли тру­дами из­вес­тных де­яте­лей оце­нива­ет­ся бо­гатс­тво стра­ны? Бе­зус­ловно, го­ворить о лю­дях, дос­тигших не­быва­лых вы­сот, счи­таю нуж­ным и пра­виль­ным. Жиз­не­опи­сания ве­ликих лю­дей, ос­та­вив­ших след в куль­ту­ре и ис­то­рии че­лове­чес­тва, да­ют силь­ней­шую мо­тива­цию для ре­али­зации собс­твен­ных стрем­ле­ний то­го, кто выб­рал их в ка­чес­тве сво­их жиз­ненных ори­ен­ти­ров, вдох­новля­ют и в то же вре­мя по­мога­ют из­бе­жать мно­гих оши­бок, до­пущен­ных в своё вре­мя из­вес­тны­ми людь­ми, зас­тавля­ют не ос­та­нав­ли­вать­ся на дос­тигну­том.

Од­на­ко вер­нёмся же к муд­ро­му мне­нию Ль­ва Тол­сто­го, упо­мяну­тому мной в на­чале по­вес­тво­вания. Сог­ла­шусь, что каж­дый из нас в той или иной сте­пени пре­об­ра­зу­ет ок­ру­жа­ющую дей­стви­тель­ность. Для это­го вов­се не обя­затель­но об­ла­дать ве­ликим та­лан­том или си­лой мыс­ли. Эти пре­об­ра­зова­ния на­чина­ют­ся с обык­но­вен­ных жи­тей­ских ме­лочей. Ес­ли де­душ­ка смас­те­рит иг­рушку для сво­его вну­ка, это об­ра­ду­ет ма­лень­ко­го не­посе­ду. Ес­ли школь­ный учи­тель с твор­чес­твом по­дой­дёт к сво­ему де­лу, это обя­затель­но най­дёт от­клик в ду­шах уче­ников. А сколь­ко ра­дос­ти дос­та­вит по­жилым ро­дите­лям один те­лефон­ный зво­нок их взрос­ло­го и сос­то­яв­ше­гося сы­на! Ко­неч­но, в мас­шта­бах все­го ми­ра это ме­лочи. Об этом не бу­дут знать в Ев­ро­пе и Аме­рике, но это не ума­ля­ет зна­чения по­доб­ных «нез­на­читель­ных» си­ту­аций в ста­нов­ле­нии и раз­ви­тии на­шей стра­ны. Ведь ска­зав доб­рое сло­во со­седу, мож­но спод­вигнуть его на при­нятие судь­бо­нос­но­го ре­шения. Ока­зывая под­дер­жку ре­бен­ку, ро­дите­ли мо­гут вы­рас­тить в нём ге­ния. Лю­бой мо­жет ме­нять жизнь об­щес­тва. Все­мир­ная из­вес­тность – это вто­рич­но. Ес­ли сво­ими дей­стви­ями че­ловек де­ла­ет жизнь сво­его ближ­не­го луч­ше и счас­тли­вее, он не зря жи­вёт. Его име­нем и сла­вит­ся Рос­сия.

Автор: Никита Бондарев (Коровин)