Найти тему

Загадка и проклятие «Плачущего мальчика»: Почему Амадио назвали живописцем дьявола

Оглавление

Итальянского живописца Бруно Амадио, творившего под псевдонимом – Джованни Браголин, в истории искусства 20 столетия принято считать самым драматическим и зловещим художником, которого нарекли живописцем дьявола. Его имя в частности связано с жуткой историей, наводящей ужас на многих, кто столкнулся с его творением «Плачущий мальчик», овеянным страшной легендой, слухами и домыслами

История создания портрета

-2

Легенд, связанных с полотном «Плачущий мальчик», больше чем достаточно. Самая популярная версия гласит, что на полотне изображен родной сын Джованни, хотя на самом деле о его семье ничего не известно. Тем не менее, по этой версии сынишка художника был достаточно нервным, пугливым ребенком. В особенности он боялся огня – языков пламени в печке, зажженных свечей и даже спичек. Поэтому, чтобы вызвать у сына чувство страха и ужаса, отец поджигал спички перед лицом малыша, добиваясь желаемой эмоции и правдоподобных детских слез.

Таким образом, он в работе над портретом достиг изобразительного и психологического реализма, в жанре которого работал. И вместе с тем довел сына до такого отчаяния и гнева, что тот, не выдержав издевательств, крикнул отцу, чтобы он сам сгорел. Как ни противоестественно выглядит эта легенда, однако поверить в нее достаточно легко. Стоит лишь припомнить отца великого Амадея Моцарта, заставлявшего малолетнего сына по 14-16 часов в сутки музицировать. Да и к тому же, если углубиться в историю человечества, о деспотах-родителях не так уж и мало других свидетельств.

-3

Эта версия имеет печальное продолжение, которое частично расходится с реальностью. Вскоре мальчик, позировавший отцу, умер от двустороннего воспаления легких, он буквально сгорел в горячке. А немногим позже в мастерской живописца вспыхнул страшный пожар. Сгорели все его картины, находящиеся там, но только злополучный портрет остался нетронутым, он даже не покрылся копотью. Ходили слухи, что в помещении обнаружили и обугленный труп самого Амадио. Впрочем, это уже явные домыслы: известно, что на самом деле художник умер от рака пищевода и произошло это намного позже. А вот картина «Плачущий мальчик» действительно особо не пострадала. Именно тогда поползли слухи о том, что в "полотно вселилась разгневанная душа ребенка, и начала мстить обидчикам".

-4

Другая версия создания «Плачущего мальчика» гласит о том, что живописец-реалист изображал детдомовских детей. Несчастных, отчаянных и готовых показать свое страдание любому доброму человеку. Так, в 1973 году на одной из венецианских улиц он художник увидел маленького сорванца, обитателя детского дома, с колоритным внешним видом. Художник тут же уговорил его позировать для картины. Вскоре после окончания портрета мальчуган погиб по одной версии - под колесами машины, по другой - при пожаре в детском приюте. А дальше – вы уже, конечно, догадались - пожар в мастерской художника, в котором сгорело все кроме пресловутого портрета.

-5

Однако бытует еще одна неподтвержденная версия, по которой художнику приписывают роль мучителя детей. На это умозаключение исследователей наталкивает тот факт, что во время войны Джованни воевал на стороне фашистов, и вполне вероятно он мог участвовать в опытах, проводимых над маленькими детьми. И именно поэтому художнику, видевшему и принимавшему участия в издевательствах над малышами, так просто было изображать на своих полотнах их страдания и боль.

И как знать, какая из всех вышеперечисленных версий наиболее похожа на правду. И вполне вероятно, что многое из вышеизложенного - вымысел журналистов или самих напуганных обывателей, однако длительное время смотреть на репродукцию мистического портрета действительно очень сложно. При виде несчастного плачущего ребенка возникает глубокое чувство тревоги и дискомфорта, от которого мурашки по коже...

Мистика или реальность

-6

Почти 35 лет тому назад, в середине 80-х, в Англии прокатилась череда необъяснимых пожаров, связанная с различными факторами и обстоятельствами, сопровождающимися человеческими жертвами. Как выяснилось позже, все трагические события объединяло одно - во всех случаях в помещениях присутствовала репродукция одной из картин Джованни Браголина, которая оставалась нетронутой огнем.

Внимание англичан к загадочному факту привлек пожарник из Йоркшира по имени Питер Холл, в своем интервью сообщивщий, что по всей Северной Англии пожарные бригады находят на местах возгорания нетронутые огнем копии картин Браголина. Страну охватила неслыханная паника. До смерти напуганные обыватели твердо решили: "обиженные и обозленные на весь мир малыши мстят этому бездушному, жестокому обществу". Не зря же после каждого пожара, среди углей находили целым и невредимым портрет плачущего малыша, на котором даже следов копоти не было видно.

Более того – когда в целях эксперимента журналисты одной из лондонских изданий взяли несколько репродукций и хотели сжечь – бумага не горела, и объяснить сей феномен никто не смог. Единственное предположение о том, что качество бумаги высокое, - потому и не горит, никакой поддержки не возымело.

Сожжение репродукций картин Джованни Браголина в пригороде Лондона.
Сожжение репродукций картин Джованни Браголина в пригороде Лондона.

В ноябре 1985 года редакция «The Sun» решила устроить массовое показательное сожжение собранных у горожан изображений заплаканного малыша, с привлечением телевидения. Акция была проведена на пустыре за городом, где был устроен огромный костёр, в котором сгорели все оставшиеся копии.

После акта сожжения англичане замерли в ожидании чего-то катастрофического. Однако шли дни, недели, годы, а массовых пожаров больше не случалось. «Плачущий мальчик», сгорев в огне, перестал мстить людям. С течением времени жуткая история стала забываться. Остались только старые подшивки газет, которые напоминают о ней и по сей день.