Всем - добрый день!
В моих предыдущих выпусках я описал методику строительства забора, но не сказал, чем его делать, каким инструментом, механизмами… Как и на чем можно сэкономить и потратить больше денег на материалы и меньше на доставку, на работников.
Когда я начинал строить свой первый забор, я был молод и наивен! Обратившись к бригаде «Ух» с заказом на строительство забора и получив ответ по цене – первая моя мысль была: может быть, я плачу всем жителям их республики? Потом, посмотрев в других местах на их работу, я понял, что мне крупно повезло в том, что у меня не хватило денег на оплату мое-го заказа. Как потом с них забирать деньги за испорченные, перерасходо-ванные, украденные материалы? В яму садить? Другие работники были не лучше! Причем при ответах на элементарные строительные вопросы «пу-таются в показаниях»! Кстати, пока пишу, вспомнил случай из жизни: мне на участке нужно было залить фундамент под теплицу. Приготовил черте-жи, приходят желающие поработать/заработать! Говорят - сделают все, как надо – «по чертежу». Даю чертеж «бригадиру» - смотрит, думает… Жду, время идет. Потом смотрю – он чертеж «вверх ногами» смотрит/изу-чает. Потом отдает бумагу мне, говорит: «Что ты тут мне подсовываешь, я и без твоих чертежей все знаю!». Вот так! И еще, последнее предложение по этому поводу. Если уж работаете с такими работниками, а первый раз тем более! – обязательно напишите на бумаге объем работ и стоимость. И обязательно - подпись! Часто бывает, что потом «при расчетах» они «забы-вают» об объеме работ, на который договаривались, о стоимости… Но, «са-мое печальное»: тут же начинают не понимать русский язык!
Вернемся к забору! Решил делать сам. Посмотрел на You Tube видео креп-ких самодельных буров. Люди крутят влегкую своими бурами, как они го-ворят, на 1,5-2м. На видео, такое впечатление, что не останови его, добу-рит до середины земли! Думаю: чем я хуже? Ямки под столбы ручным бу-ром прокручу, на 1,7 – 2,0 метров – и готово! Но не пошло… Крутить бур, постоянно его вытаскивать после 1,2 м глубины – это уже тяжкий труд. Пересмотрел видео, а они одну ямку покажут - начало и конец бурения! В общем, ручной бур – это красиво на видео, но по сути, это «рабский» труд! Такой вариант не для меня! Понял - надо покупать мотобур. В принципе, учитывая, что бурить мне нужно очень много и на участке и по работе, ре-шил: «покупаю». Пригодится 100 раз! Купил один из мощных буров, шнек на 250, удлинители, в общем все, что полагается. Теперь напишу, какие у мотобуров достоинства и недостатки (проверено практикой!):
Плюсы:
1. Достаточно мощный – видно, что бурить может «серьезные» ямы!
2. Больше чего-то плюсов не вижу!?
Минусы:
1. Мощный (он же "+") – работать одному невозможно! Очень высока ве-роятность получения серьезной травмы. Что-то в земле (камень, корень...) и вы, даже при наличии демпфера, получаете мощнейший удар по рукам, по плечам… Поэтому работать нужно только вдвоем!
2. Начинаем работать вдвоем! Если работаем шнеком длиной 1 м, то после 10 нагибаний полностью до земли и 10 выпрямлений в полный рост – у вас начинает «отваливаться» спина!
3. Я думаю, что этих минусов пока достаточно…
Стало совершенно очевидно, что мотобур можно эффективно эксплуа-тировать (и, может быть, даже что-то подзарабатывать!) при наличии мощной, хорошей рамы. Как всегда, «источником вдохновения» стал You Tube. Посмотрел ролики: операторы таких мотобуров стоят и непринуж-денно бурят … Красота! Я сделал нечто подобное…
Кратко опишу, что получилось и почему такую конструкцию никогда не нужно делать! Не тратьте зря время и деньги!
Итак, «Плюсы»:
1. Мотобур закреплен на стационарной раме – вероятность получения травм рук и плечей устранены!
2. Размеры рамы с колесами – ширина, длина, высота – были мною подобраны так, чтобы можно было для перевозки пользоваться автоприцепом.
3. Наличие колес позволяет перекатывать без проблем по участку.
4. Пока хватит ... а может их больше и нет?
Теперь «Минусы» (в порядке нарастания их «значимости») :
1. У всех подобных конструкций из You Tube, и у моей тоже, предполагается, что для подъема мотобура используется электролебедка, вниз бур будет перемещаться под своим весом и будет вкручиваться в землю/глину и т.п. Но это не так 😒 ! Необходимо предусматривать в обязательном порядке механизм подачи шнека вниз! Когда на «халтурах» приходилось бурить ямы глубиной по 2 м, двум мужикам, кг по 90 каждый, необходимо было забираться как-то на площадку крепления мотобура и всячески прыгать, чтобы вдавить шнек в глину…
2. Лебедка и «самостоятельное» движение мотобура вниз – это две несовместимые вещи! Если вы чуть ослабили трос для свободного движения мотобура вниз, то наступает момент (и довольно часто!), когда натянувшийся трос не дает двигаться мотобуру вниз! Отпускаем трос, чтобы не мешать двигаться мотобуру вниз! Трос после нескольких замоток/размоток на барабан деформируется, начинает запутываться на барабане, ломаться. В общем, еще тот «проблематоз»!
Ну, а теперь конструктивные, принципиальные недостатки мотобура:
3. Неправильно подобран редуктор! Поясню на цифрах. ДВС, установленные на подобного типа мотобурах, развивают максимальную мощность 3,2 л.с. (2,3 kW) примерно при 3500 об/мин. В Паспорте на мотобур приведена совершенно неправдоподобная цифра «8 000 rpm»! Потому я беру для расчетов 3500 об/мин - по аналогии с другими ДВС. Указанная в Паспорте «степень редуктора 34:1» дает нам на выходе редуктора порядка 103 об/мин. При таких оборотах мотобур развивает максимальную мощность. Опять-таки, расчет по формуле дает, что при таких оборотах крутящий момент составляет порядка 213 нм. В общем-то неплохо!
4. Конструктивно длинный шнек = шнек (L=0,8 м) + удлинитель (L=0,5 м или L=1,0 м) + еще удлинитель (если желаете выйти на глубину 2м!). Соединение между удлинителями и шнеком, между шнеком и демпфером выполняется гладкими (без резьбы) соединениями типа «мама» и «папа». Причем, соединение «мама/папа» сделано с очень(!?) большим зазором, примерно 1-1,5 мм. Видимо для того, чтобы не промахнуться!? Теперь подходим к сути. Когда вы присоединяете шнек к демпферу и начинаете бурить, все вроде бы и не плохо. Для выхода на полную мощность вы даете «полный газ» - чувствуется легкая вибрация. После первого захода вы присоединяете удлинитель и продолжаете бурение, опять же вам нужна полная мощность – вы даете полный газ! И вот тут начинается сильнейшая вибрация всей этой сборной конструкции!!! А если «идем» на бурение 2 м ям – тут вообще «Держись!». Вибрация такая, что из редуктора выкручиваются болты (необходимо постоянно их контролировать!), рукой ловишь этот «длинный» шнек … такое впечатление, что сейчас вырвет вал и подшипники из редуктора!
Однозначный вывод: выдаваемые редуктором обороты и установка мотобура на подобную раму – вещи не совместимые! Хотел сначала как-то убрать вибрации «составного» шнека, сделать несколько длинных, но потом для себя сделал однозначный вывод – все это пустая трата времени!И всем, кто хочет сделать что-то подобное, советую - сто раз подумайте, почитайте мои комментарии, выводы, сделанные из практики. А уж тем, кто думает делать что-то подобное на продажу, скажу, это абсолютно «тупиковая» идея!
Чем все закончилось у меня? После одного сезона эксплуатации, после каких-то постоянных модернизаций, я разобрал всю эту конструкцию. И с учетом всех ошибок, замечаний сконструировал новую, которую заканчиваю собирать и скоро представлю на ваш суд!
Кроме всего прочего, строителю-любителю постоянно приходится решать проблему доставки грузов. Причем, скорее всего, в соотношении 80/20 друг к другу находятся мелкогабаритный и крупногабаритный грузы. С «крупногабаритом» вопросов нет! Нанимаешь большую машину и доставка сделана. Что делать с мелочью? Толкать в свою машину? Потом чистить салон? Все мы видели на трассах седаны, забитые плитами утеплителей, сверху гора пеноплекса и т.п. А машины, перевозящие на своих багажниках, 6-ти метровые доски по 15 шт.! От меня только «респект и уважуха». Надо же, какое желание строиться)))
Я тоже так делал, но потом все-таки решился и купил себе прицеп. Перед покупкой сначала все прикинул: и мощность моей машины, и какие грузы буду возить, и какой высоты борта нужны. В итоге - купил прицеп длиной 2,5 м, шириной 1,2 м, с высотой борта 0,45 м. Зачем я это все пишу? Не «для рекламы прицепов»! Хочу поделиться своим опытом эксплуатации автоприцепа. И своим приспособлением. Прицеп всем хорош – и длиной, и грузоподъемностью. Но дополнительно к нему я еще сварил стойку («катюшу»).
Теперь я спокойно перевожу трубы длиной 3,5 м, и главное – безопасно. Ничего не торчит за габариты. На фотографии показана перевозка труб общим весом 760 кг. 4-6 м доски - вообще не проблема! Рекомендую для использования! Конструкция видна на фотографии. Кстати, за доставку этих труб мне «загадывали» 8000 руб. – 30% от стоимости труб в кузове. Теперь – нужно что-то привезти для себя, привезти материалы или какие-то конструкции на выполняемый заказ – нет проблем! И это также влияет на стоимость работ, в сторону уменьшения, для Заказчика.
Чтобы не отнимать много вашего времени, заканчиваю.
Вот так – кратко!
До следующих встреч!