Вы любите подглядывать за людьми, которые об этом не подозревают? Вам интересна жизненная история, подлинные эмоции, реальные происшествия? Если Вы не можете пройти мимо чей-то свадьбы, потому что так умиляют эти улыбки и поцелуи. Если Вам так тяжело удержать смех от какого-нибудь нелепого поступка ребенка. Тогда вы непременно найдёте частичку себя в сюжетах творчества Эллиотта Эрвитта, выдающегося фотографа XX века, искреннего человека, ставший легендой мировой фотографии еще при жизни.
Кто такой?
Эллиотт Эрвитт — выдающийся фотохудожник, прославившийся на весь мир своими черно-белыми снимками. Уникальность техники, которую отмечали многие его современники и последователи, заключалась в его удивительной способности увидеть неподдельное озорство в окружающей нас действительности.
Эрвитт по доброму относится ко всему, что фотографирует. Фотограф искренне старается привнести в работы свой оптимизм, поэтому снимки оказывают на аудиторию чуть ли не магическое действие - одновременно веселят и заставляют продолжить, рассказанную фотографом, историю в своих мыслях.
Хотя Эллиотт и родился в Париже, с этим городом его почти ничего не связывает. Свои первые 10 лет жизни он проводит в Милане. Но позже к власти в Италии приходит фашистский режим и уже в 1938 году отец семейства, Борис Эрвиц, принимает решение мигрировать со своими женой и единственным сыном – Элио, в Америку. Именно здесь, в Лос-Анджелесе, юный Эрвитт начинает увлекается фотографией. Сам фотограф, вспоминая те времена, говорит: «Благодаря Бенито Муссолини, я американец».
С 1942 в течении 2 лет, он берется за постижение таинств кинематографии в колледже. Окончив формальное образование, он остается при своем мнении, которое состоит в убежденности, что фотографированию не надо учиться. Для того, чтобы научиться фотографировать, надо только фотографировать:
«Фотографировать — это очень просто. Нет никакого великого секрета в фотографии… Фотошколы — пустая трата времени. Нужна практика, практическое приложение ваших знаний. Я убежден: если у вас что-то получается, единственная важная вещь — не прекращать работать. И не важно, получаете ли вы за это деньги».
В 50-е годы Эллиотт много трудится и не выпускает фотоаппарат из рук, документируя историю современности. Как он сам говорит о работе над своими снимками:
«Ничего не случится, пока вы сидите дома. Я всегда беру с собой фотоаппарат и фотографирую то, что меня вдруг заинтересовало».
Работы молодого, но, несомненно, талантливого и подающего надежды фотографа не остаются не замеченными. Его ранние работы всё чаще начинают мелькать в журналах с именем. И уже в 1953 году Эллиотт попадает в штат агентства Magnum Photos.
«Я не «серьезный» фотограф, как большинство моих коллег. Даже больше, я серьезно стараюсь быть несерьезным».
«Быть уличным фотографом – не значит грубо вторгаться в личное пространство прохожих, работать жестко и временами даже жестоко».
Самые известные кадры Эллиотта Эрвитта сделаны им просто во время прогулок на улицах. Непринуждённость, лёгкая ирония, естественность и эмоциональность, — вот что присуще его работам. Большая часть этих чёрно-белых фотографий была сделана спонтанно:
« Я никогда не спрашиваю разрешения. Почему кто-то должен спрашивать разрешения? Это будет уже не фотография», — рассказывает мастер.
Фотограф обладает большой властью и может заставить кого угодно делать всякие глупости. Вот только зачем? Обычно люди делают их и так, даже просить не надо.
С работами фото-мастера и сегодня можно ознакомиться в различных музеях мира, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке. Его фотографии собраны и выставлены также в Смитсонианском институте в Вашингтоне, округ Колумбия; Художественном институте в Чикаго и во многих других музеях разных стран.
В последние годы жизни и творчества, фотограф практически полностью перестает направлять объектив на людей. Его истинным увлечением становится фотографирование собак. Эрвитт любил говорить –
«собаки это тоже люди, только более волосатые».
Щелчок длиною в жизнь
Название одной из его ретроспективных книг «Snaps» переводится, как «щелчки». Это слово, как ничто другое подходит под описание фото-работ фотографа. По мнению Эллиотта, для того, чтобы сделать эмоциональный, интересный снимок, нет необходимости что-то выдумывать – в окружающем мире для этого есть все. Один щелчок – и готов уникальный кадр, идеально выверенная композиция, не постановочная, а созданная простым стечение обстоятельств.
«Самая суть искусства Эллиотта заключается в том, чтобы быть чувствительным, но без плача, забавным, но без смеха, умным, но без раздумывания» –
так сказал о знаменитом фотографе английский новеллист Уилфрид Шид. И, познакомившись с его творчеством.
Эллиотт Эрвитт в профессии более 70 лет, он создал себе имя и невероятно мощное портфолио за эти годы. Однако он не перестает изменять себе - фотограф продолжает снимать и удивлять.
Очевидно, Эллиотт не преследовал цели стать великим или известным фотографом. Скорее всего, он просто получал удовольствие, занимаясь фотографией, а фотография была отражением самого автора.