"Фауст" - признанный шедевр мировой литературы. Столько там глубоких философских вопросов и размышлений, что задумываешься над ними и сегодня. Проникновенная история любви Фауста и Маргариты знакома всем. Только вот, перечитав «Фауста» еще раз, я ужаснулась открытию. Как мир может думать об истории Фауста и Маргариты, как об истории вечной, возвышенной любви? Любил ли Фауст Маргариту вообще?
Фауст, может, и умный, деятельный, стремящийся к развитию, к познанью истины человек, но его отношение к женщинам таких восторгов точно не вызовет. Начать хоть с первой их встречи:
Фауст
Прекрасной барышне привет!
Я провожу вас… если смею.
Маргарита
Прекрасной барышни здесь нет!
Домой одна дойти сумею.
(Вырывается и уходит.)
Проще говоря, он просто пристает к ней на улице… А потом просит Мефистофеля помочь «добыть девчонку». Что ж, может, это просто суровые, темные средневековые реалии? Что же дальше?
Между Маргаритой и Фаустом вспыхивают чувства, все прекрасно: дорогие подарки, добытые Мефистофелем, встречи в саду – все атрибуты любви. История знакома всем, кто читал книгу. Бедный Фауст, объятый муками совести за то, что сгубил невинную душу, безутешен. До такой степени ему тоскливо, он тут же спешит падать к ногам Елены Троянской в следующей части. Да и пока Маргарита была жива, он не был ей верен. Во время Варфоломеевской ночи он танцует и шутит с ведьмами без разбору.
Последняя глава, действие которой происходит в тюрьме, тронула меня. Я прониклась горем Маргариты. Маргарита спасена: она раскаялась во всем, что совершила, все произошло из-за ее безумной любви к Фаусту. Она выбрала мученическую смерть вместо помощи дьявола. А Фауст? Да, он понял, что цель жизни – это труд. Вот теперь добро пожаловать в рай, Фауст, вот теперь ты молодец: понял, что все, чем ты занимался до этого, приносит вред людям.
Я хочу сделать небольшую оговорку. Я люблю «Фауста»: столько глубинных мыслей, философский вопросов, над которыми можно задуматься и сегодня. Меня восхищает история человека Эпохи Возрождения, который хочет добраться до истины, познать суть природы и самой жизни. Но читая вторую часть (уже после смерти Маргариты), я не могла выкинуть мысли о несчастной, загубленной девушке. Любил ли Фауст ее вообще?
Если он так искренне и глубоко любил ее, почему он не женился на ней? Зачем продолжал встречаться с ней тайком, зная, какой позор навлечет на девушку, если хоть кто-нибудь узнает об их встречах (не говорю уже о внебрачном ребенке)? Хоть он и утверждал Мефистофелю, что влюблен не только в ее тело, хоть и искренне мучился после ее смерти… Все же представьте, как повернулся бы сюжет, если бы он просто позвал Маргариту под венец?
В общем, я осталась в растерянных чувствах после прочтения книги. Так странно, что роли женщин в книгах прошлого уделено так мало внимания. Маргарита по сути стала простой контрольной точкой для Фауста на пути к изучению, понятию истины. И это заставило меня задуматься. Мужчины в книгах ищут истину, мучаются от сомнений, пока женщины помогают им осознать что-то (при этом желательно сойдя с ума, а еще лучше умерев). И тут мне в голову пришел еще один пример.
«Гамлет», наверное, мое любимое произведение Уильяма Шекспира. Тут представлены два вида людей (средневековья и ренессанса) и их противостояние. За размышлениями, метаньями принца Датского действительно интересно наблюдать. Шекспир сделал невероятное для драматургов своего времени: он не просто заставил читателя заинтересоваться сюжетом мести, но изобразил психологию человека – главного героя этого сюжета. И все бы хорошо, если бы не Офелия.
Начну с того, что Гамлет просто обошелся с ней нечестно (также зная, чем грозит разоблачение их связи). Принц разочаровывается во всех женщинах, узнав о ветрености матери. Офелия здесь становится крайней.
Гамлет
Если ты выйдешь замуж, то вот какое проклятие я тебе дам в приданое:
будь ты целомудренна, как лед, чиста, как снег, ты не избегнешь клеветы.
Уходи в монастырь; прощай. Или, если уж ты непременно хочешь замуж, выходи
замуж за дурака; потому что умные люди хорошо знают, каких чудовищ вы из них
делаете. В монастырь - и поскорее. Прощай.
Офелия становится неким козлом отпущения для Гамлета: на ней он вымещает злость на женщин, которую испытывает из-за матери. Также он использует Офелию, чтобы воплотить свой план. Ну, и в довершение всего еще и убивает ее отца. Девушка сходит с ума. Как мы знаем, она утонула. Здесь не возникает сомнений в том, любили ли эти двое друг друга. Офелия была верна возлюбленному до конца, Гамлет испытывает истинное горе и потрясение, когда видит гроб возлюбленной. Только вот факт остается фактом. Может, он и хотел уберечь Офелию каким-то своеобразным образом, он только усугубил ее горе и приблизил кончину.
Эти два примера не единственные в литературе. Они заставляют переосмысливать персонажей, в том числе и в рамках временного отрезка, в котором они жили.
Что вы думаете об этом? Знаете ли вы еще книги, в которых было такое явление? Пишите в комментариях, интересно услышать ваше мнение!