Австралия. Про кенгуру все помним, про то, что крайне мало российских туристов попадает на этот континент – тоже. Дорого и далеко. Именно в этой последовательности, так как долго для соотечественников не аргумент, они активно летают на Бали или в Юго-Восточную Азию, долетели бы и до Австралии. Но пакет документов и цена одной лишь визы от 6200 рублей (до коронавируса) на одного, могут стать существенным препятствием, чтобы провести двое суток в самолетах.
Открываю карту Австралии и специально ухожу от Сиднея и Мельбурна. Аделаида!
Название для города красивое. Пятый по численности город в государстве. Внутри очень много популярных музеев: музей Южной Австралии, посвященный истории региона, а также знаменитая Галерея искусств, где можно увидеть экспонаты, изготовленные аборигенами. Ежегодно в Аделаиде проводится независимый Международный фестиваль искусств. В пригороде Аделаиды располагается гражданский аэропорт Парафилд, местный аэродром – это крупнейший центр развития сверхлегкой авиации. В 1980 году на территории аэродрома даже был открыт Музей истребителей - Classic Jets Fighter Museum.
Если вы привыкли, что под словом музей скрывается дворец, полный картин и драгоценностей, или белый куб, наполненный странными объектами, которые гордо называют современным искусством, то впереди много интересного. Сама я очень люблю музеи, которые создают на базе промышленных предприятий, здорово получается, но это отдельная тема.
Музей истребителей Classic Jets Fighter Museum в Аделаиде не самый масштабный музей авиации в мире. Есть грандиозные музеи под открытым небом в США (Национальный музей авиации и космоса в Аризоне, Смитсоновский Национальный музей авиации и космоса, Вашингтон), а в России существует Центральный музей авиации в Монино, который однозначно стоит посетить всем, кто не равнодушен к самолетам.
К счастью, в мире давно существующая практика: не превращать все продукты промышленного производства в кладбище старой техники, по этому же пути пошли и в Музеи истребителей под городом Аделаида. Сайт музея, откровенно скажу, не самый информативный. Но задача и не стояла в том, чтобы находить популярные музеи и переписывать статью Википедии про количество мумий в Каирском музее. Безусловно, это маленький (в переносном смысле, так как занимает ангары) музей, без своего издательства, активного маркетинга, без перехода в онлайн в период пандемии. Но такого очень многие музеи, их больше, чем вам кажется, они основаны на том, что энтузиасты собирают те или иные предметы и стараются их восстановить. Именно это и происходит в ангарах где-то в Южной Австралии. Австралийский Музей истребителей является некоммерческой организацией, собравшей вокруг себя увлеченных людей. На сайте они скромно публикуют фотоотчет о реконструкции найденных самолетов.
Музейная деятельность (входные билеты и экскурсионно-развлекательная программа) не в состоянии покрыть расходы даже на коммунальные нужны эти ангаров, я думаю. Скорее всего у этого музея есть спонсоры или благотворители (зарубежные культурные институции работают иначе, чем российские). Зайдя на страницу в фейсбук этого Музея истребителей, я столкнулась с регулярными предупреждениями сотрудников о изменении режима работ музея из-за жары (в обычное время музей работает то до 15.00, то до 16.00), привыкнув к своему климату и удобству того, что в музей можно успеть и после работы, при виде такого графика негодуешь, но только не в данном случае: слишком жаркий климат вносит свои коррективы, что, скорее всего сказывается на пропускной способности музея.
Если вы достигните Австралии, то вас увлекут кенгуру, огромные пауки, Сиднейская опера, резервации аборигенов, удивительной красоты пляжи и еще много нового, Музей истребителей и не будет в их числе, он ориентирован на местную аудиторию. Поэтому, если вы любите авиацию (или просто затаив дыхания смотрите на огромные машины, которые поднимались в воздух) и живете не так далеко от Москвы, то рекомендую Центральный музей авиации в Монино. COVID-19 закончится, жизнь продолжится, можно будет спокойно перемещаться. С сувенирами и красивыми кафе там все плохо, но мы привычные. 154 единицы боевой техники под открытом небом служат компенсацией.